По данным Американской ассоциации полиграфологов, в более чем 90% случаев опрос позволяет судить о достоверности сообщаемых сведений. Этот метод применяется в 60 странах мира.
В России впервые легально детектор лжи стал использоваться в оперативно-разыскной деятельности с 1993 года (тогда Минюст разработал первую инструкцию на сей счет). А сейчас наша страна входит в пятерку стран мира, лидирующих по объемам прикладного применения полиграфа в правоохранительных целях. С 1994 года и частные фирмы взяли метод на вооружение и активно практикуют его при отборе нанимаемого персонала и при проведении служебных проверок. Но правовое регулирование процедуры опроса, уверены авторы, недопустимо отстает, и ряд проблем требует “безотлагательного решения”. Системы подготовки и аттестации полиграфологов нет даже для нужд государственных органов, не говоря уж о частных фирмах, что “создает условия для дискредитации метода и нарушения прав субъектов при использовании результатов опросов”.
И вот предлагается закрепить основные принципы и правила проведения опроса на детекторе лжи в федеральном законе. Без письменного согласия гражданина проводить экспертизу запрещается, и не важно, обязательной она является или добровольной. Хотя понятно, что даже добровольный опрос по сути будет добровольно-принудительным. Человек ставится перед выбором: или согласиться пройти “нетравмирующую процедуру”, или потерять право на желанную работу (должность), статус беженца или политическое убежище в России. А то и породить у следствия или суда сомнения в правдивости своих показаний…
Предполагается, что перечень государственных должностей, а также перечень особо важных и режимных объектов, работа на которых обещает обязательное знакомство с полиграфом, определит президент. Текст законопроекта содержит лишь длинный список госорганов. В нем МВД, ФСБ, СВР, ФСКН, прокуратура, суд, СК, таможня, погранслужба, МЧС, и т.д., и т.п. Депутаты лелеют надежду, что использование полиграфа позволит эффективнее бороться с коррупцией (если власти действительно решат всерьез заняться этим).
Гражданин должен быть уведомлен о проведении экспертизы не позднее чем за сутки. Он имеет право ознакомиться с вопросами теста и даже поучаствовать в уточнении их формулировок. Но если уж опрос начат — прерывать его или умышленно не исполнять указания полиграфолога нельзя: это будет приравниваться к отказу от участия в экспертизе вообще. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Законопроект категорически запрещает мучить вопросами граждан, не достигших 16 лет, а также граждан с острыми психическими заболеваниями, пьяных, находящихся под воздействием наркотиков и женщин во второй фазе беременности. Унижать честь и достоинство объекта испытания нельзя.
Должным образом оформленные результаты проведенной в соответствии с процессуальными нормами экспертизы на детекторе лжи проект разрешает использовать в качестве доказательств в суде.
Авторы считают, что дополнительных расходов на реализацию их затей не потребуется: с 2001 года МВД и ФСБ уже осуществляют программу по развитию этого вида экспертизы, и все в рамках средств, выделяемых бюджетом на нужды ведомств. Так же должны поступить и прочие заинтересованные или обязанные заинтересоваться структуры. Тем более что в случае принятия закон будет вступать в силу поэтапно — в течение почти 2 лет...