Президенты стерли границы

Россия, Белоруссия и Казахстан создали Таможенный союз

Россия, Белоруссия и Казахстан создали Таможенный союз
Вчера в Минске президенты России, Белоруссии и Казахстана стерли экономические границы между своими странами. Правда, пока только на бумаге: новообразование Таможенный союз начнет работать с 1 января 2010 года. Постепенно у нас с соседями появится единая таможня, ВВП у всей тройки вырастет в среднем на 15%. Но это, конечно, если вместо реального союза не получится очередная невнятная конструкция типа Союзного государства...  

Идея создания Таможенного союза не нова: первую попытку организовать единую таможню предприняли в конце 90-х годов Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Однако ничего не получилось из-за различий в состоянии экономик и нормативной базы. Мертворожденной получилась и единая таможенная зона России и Белоруссии в рамках Союзного государства.


У новой версии Таможенного союза тоже не все гладко. Так, накануне подписания документов Александр Лукашенко вдруг заметался: а нужен ли вообще Белоруссии этот новый союз, который усилит разве что Россию? За день до встречи президентов вопрос был урегулирован на уровне вице-премьеров: как рассказывает источник в нашей делегации, обсуждение шло на повышенных тонах.

 Передумал и Батька: на саммите Таможенного союза он уже характеризовал его создание как супервыгодное и историческое событие. Однако метания, судя по нервозному виду и заявлениям главы Белоруссии, никуда не делись.  

#gallery#


Начал Лукашенко за здравие: “Россия, Белоруссия, Казахстан стоят на пороге создания качественно нового образования, которое определит будущее трех стран и окажет влияние на ситуацию в Евразийском регионе и в мире в целом”. Но потом как-то сник и признал, что создание Таможенного союза будет “весьма чувствительным для Белоруссии, и не только”. “Национальный эгоизм, сиюминутные интересы не должны превалировать над жизненно важными”, — внушал он коллегам. “Эгоизм” для Лукашенко, в частности, заключается в болезненном для Белоруссии вопросе, по поводу которого российская сторона заняла непримиримую позицию. А именно — унификация ввозной пошлины на автомобили. Белоруссия должна, но не хочет повышать ее до уровня российской, поскольку не производит легковушки. По оценкам белорусского государственного таможенного комитета, бюджет страны только на автомобильных пошлинах потеряет около 200 млн. долларов. Ведь существенно упадет импорт, а значит, белорусских дилеров должна будет накрыть массовая падучая. Но Дмитрий Медведев, принимая в Кремле белорусских журналистов, подчеркнул, что будет настаивать на унификации этой пошлины. Дал он понять, что не будет и энергетических уступок, ведь белорусская сторона настаивала на отмене действующих с 2007 года экспортных пошлин на российскую нефть, поставляемую в Белоруссию.  

— Мы вышли на компромиссные договоренности, — объявил Лукашенко после того, как президенты отзаседали в рамках Таможенного союза и переключились на другой формат — заседание ЕврАзЭС. — Мы договорились решить все спорные вопросы по поводу единого таможенного пространства в первую половину 2010 года. С 1 июля мы создадим единую таможенную территорию. 18 декабря мы соберемся еще раз, чтобы определить сроки создания единого экономического пространства.  

Величие новых “пространств”, конечно, поражает. Впрочем, непонятно, как будет работать хотя бы единый таможенный тариф, причем уже почти через месяц. Ведь если степень унификации таможенных тарифов Белоруссии и России превышает 95% (и остались наиболее проблемные 5%), то в отношении Казахстана и России этот показатель прозябает в диапазоне 38—40%. Кроме того, по оценкам специалистов, российский Таможенный кодекс гораздо качественнее, чем союзный кодекс, некоторые положения которого не вполне соответствуют нормам ВТО.  

Кроме того, новые договоры о сотрудничестве заключаются на фоне политических противоречий. По словам спикера палаты представителей белорусского парламента Владимира Андрейченко, пока даже не определены сроки рассмотрения вопроса о признании Южной Осетии и Абхазии. Белоруссия продолжает испытывать терпение Москвы и другими способами: так, общение Медведева с белорусскими СМИ Лукашенко назвал “бессмысленным мероприятием”. Приглашенные в Кремль журналисты, как рассказали “МК” их коллеги, не столкнулись с какими-либо дисциплинарными взысканиями. Правда, три независимых СМИ, заехавших к нашему президенту, все-таки получили предупреждения. На вчерашних мероприятиях в Минске “гостей Кремля” не было. “Этих? Не позвали!” — отрезал в разговоре с “МК” представитель белорусской пресс-службы. Кроме того, аккредитацию на мероприятие не получили фотографы агентств Associated Press, France Press, Reuters, а также негосударственной белорусскоязычной газеты “Наша Нёва” (как раз одни из посетивших Медведева).  

Свое мнение о создании Таможенного союза и отношений с Батькой российский президент должен был выразить на пресс-конференции, которая состоялась уже после подписания этого номера.

Татьяна ЗАМАХИНА, Минск.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Владимир ЖАРИХИН, заместитель директора Института стран СНГ:


— Что касается трепетного вопроса по поводу пошлин на автомобили, то, думаю, будет достигнут компромиссный вариант. В Белоруссии таможенные пошлины значительно ниже, может быть, они чуть приподнимутся, но у нас точно снизятся, что для граждан в отличие от российского автопрома значительно лучше. В целом, по оценкам экономистов, Таможенный союз обещает прирост ВВП для всех стран-участниц. Чем больше бестаможенное пространство, чем больше свободный рынок для товаров, тем выгоднее их производить.  

Если говорить о вопросах цен на энергоносители, то тенденция такова, что в ближайшие годы внутренние цены российские практически сравняются с мировыми. И поэтому игра в догонялки, мол, давайте нам, пока у вас тут подешевле, о которой говорят некоторые эксперты, по сути, смысла особого не имеет. Мы знаем, что, например, розничные цены на бензин у нас ниже, чем в Европе, но уже выше, чем в США. В рамки этого таможенного соглашения цены на энергоресурсы не входят, и Медведев об этом говорил. Смириться с этим Лукашенко трудно, но, видимо, придется.  

В функционировании союза могут возникнуть определенные шероховатости. Сейчас подпишут, весной начнут делить деньги (а там же перераспределение средств за счет того, у кого сколько чего через границу прошло), вот там возникнет проблема. Все-таки Таможенный союз без наднациональных контролирующих органов может опять породить выход конфликтов на уровень президентов.

Дмитрий АБЗАЛОВ, эксперт Центра политической конъюнктуры:

— Путь Лукашенко к подписанию Таможенного союза был очень тернист. Первое время, когда была предложена идея союзного вступления в ВТО, Минск часто использовал это как рычаг. Сейчас ситуация стала меняться. К тому же после ряда протекционистских мер со стороны Российской Федерации Белоруссии стало выгодно вступать в союз именно с экономической точки зрения. А так как альтернативы российскому рынку у белорусских товаров просто нет, в этом отношении Лукашенко заинтересован в союзе. 

Что касается вступления в ВТО, то, согласно летним договоренностям, мы будем вступать последовательно. Как вступал Европейский союз: он вступал по одному члену ЕС, а в дальнейшем образовывал сам союз внутри ВТО. Есть определенные договоренности, в данном случае это таможенные договоренности, потому общие положения страны-участницы при переговорах с ВТО обязаны сохранить.

Как будет формироваться Таможенный союз

Этап 1. С 1 января 2010 года начнет действовать Единый таможенный тариф, то есть одинаковые ставки ввозных пошлин. Конкретно России придется переписать ставки на 20% товаров (1850 позиций). В основном это бытовая техника, одежда, ряд продовольственных товаров и транспортные средства. В результате средняя ставка на импорт упадет на 1%. В Белоруссии она не изменится, а в Казахстане вырастет на 2%. Для потребителей это будет означать переписку ценников. Что касается пошлины на импорт иномарок, то они будут выравниваться по российской планке.  

Этап 2. С 1 июля 2010 года вступит в силу единый Таможенный кодекс трех государств. РФ, Белоруссия и Казахстан станут единой таможенной территорией. А это означает упрощенную систему таможенного оформления и контроля, а также прочие таможенные удобства типа увеличенного срока уплаты пошлин с 15 дней до 4 месяцев.  

Этап 3. 1 июля 2011 года завершатся все необходимые процедуры: союз заработает в полную силу. Таможенный контроль будет вынесен с внутренних границ стран-участниц на “внешний контур” союза. Не исключено, что после этого таки состоится совместное (а не индивидуальное) вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО).

***

На совместной пресс-конференции после заседания Дмитрий Медведев сделал важное заявление:  

— Вчера наши вице-премьеры спорили до хрипоты, но сегодня мы договорились. Таможенный союз стартует 1 января. Самое существенное: мы договорились передать часть нашего суверенитета наднациональному органу, который будет принимать решение относительно таможенного тарифа. Меньше чем через месяц в Казахстане мы определимся, как быстро мы будем создавать правовую базу единого экономического пространства.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру