Идея проекта родилась около года назад. По нашей информации, за ним стоят некоторые бизнесмены грузинского происхождения, часть недовольной Саакашвили грузинской политэлиты, а также бывшие и действующие сотрудники спецслужб Грузии, сохранившие хорошие личные отношения со своими российскими коллегами. А тот факт, что Ногаидели уже второй раз принимает замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин, говорит о том, что в Москве если и не прямо поощряют эти планы, то как минимум относятся к ним со сдержанным одобрением.
Ногаидели стал первым грузинским политиком, посетившим Москву после войны 2008 года. На встрече с грузинской диаспорой, организованной Союзом грузин в России, он изложил свое политическое кредо, которое состоит в том, что с Россией необходимо начать диалог без всяких предварительных условий. Это очень смелое для грузинского политика заявление. Оно делает лидера движения “За справедливую Грузию” почти радикалом на фоне остальной оппозиции, которая в унисон твердит о том, что Россия сначала должна вывести свои “оккупационные” войска из Абхазии и Южной Осетии, отказаться от признания этих республик, а потом они в Тбилиси подумают, о чем и как вести с ней переговоры.
Ногаидели как реалист и прагматик понимает, что на такие условия Россия никогда не пойдет. Да и Грузия не в том положении, чтобы ставить свои условия. “Грузия рушится на наших глазах”, — эти его слова свидетельствуют о том, что он трезво оценивает ситуацию. В отношениях с осетинами и абхазами он тоже предлагает перейти к диалогу без всяких предварительных условий и ультиматумов и прежде всего исключить всякую возможность повторения войны.
Предлагая сделать все возможное для восстановления отношений с Россией, экс-премьер весьма виртуозно ушел от прямого ответа на вопрос о том, поддерживает ли он идею вступления Грузии в НАТО. А ведь именно вопрос о НАТО и о внешнеполитической ориентации Грузии является для нас ключевым. Можно предположить, что давний соратник Зураба Жвании, один из лидеров прошеварднадзевского Союза граждан Грузии, член команды “розовых революционеров” в этом вопросе не может не разделять взгляды своих недавних товарищей по борьбе.
Ногаидели утверждает, что был всего лишь “техническим” премьером у Саакашвили, следовательно, не несет ответственности за его политику. Вряд ли это так. Во всяком случае, в создании “куртинского питомника”, как называют в Цхинвале прогрузинскую администрацию Южной Осетии во главе с Дмитрием Санакоевым, он принимал деятельное участие. В свете этого большие сомнения вызывают его широко разрекламированные встречи с осетинской и абхазской диаспорами в Москве. Во всяком случае, руководству осетинской общины Москвы об этих встречах ничего неизвестно. Видимо, это были какие-то “специальные” осетины.
У русского народа на этот счет существует грубоватая, но точная поговорка: “Хрен на хрен менять — только время терять”. Москва убедилась в ее правоте на собственном горьком опыте, приняв деятельное участие в замене сначала Гамсахурдиа на Шеварднадзе, а потом Шеварднадзе на Саакашвили. Не стоит наступать на те же грабли в третий раз. Кремлю пока плохо удается роль кукловода в Грузии. Чтобы кукловодить успешно, надо хорошо понимать эту страну и отслеживать ситуацию в ней непрерывно, а не заниматься ею от случая к случаю, руководствуясь мнением партнеров по бизнесу или застольных приятелей. Как, к сожалению, происходит сейчас.
Сейчас на грузинской политической авансцене нет политика, на которого Москва могла бы сделать серьезную ставку. Как это ни парадоксально, но наилучшим защитником интересов России в Грузии сейчас является… Михаил Саакашвили. Нынешний Саакашвили, полностью скомпрометированный в глазах Запада, ненавидимый своим народом, — лучшая гарантия того, что Грузия не вступит в НАТО и на ее территории не будет военных баз США.
Да, пока Саакашвили у власти, сохраняется опасность новой военной авантюры с его стороны. Но она окончится катастрофой для самой Грузии. В Абхазии и Южной Осетии стоят уже не миротворцы, а регулярная Российская армия, которая легально, на основе заключенных с этими республиками договоров, вступит в войну. США не помогли Грузии при воинственном Буше — тем более не помогут при миролюбивом Обаме. Киев не ввязался открыто в конфликт при Ющенко — тем более не сделает этого при Януковиче или Тимошенко. Грузия окончательно распадется, и Кремлю останется только издать секретный указ о награждении своего лучшего агента — Саакашвили Михаила Николаевича, оперативный псевдоним Президент.