Российская общественная жизнь уехала на ПМЖ за границу

тестовый баннер под заглавное изображение

Новая головоломка появилась у российской политэлиты. Советник Медведева Игорь Юргенс заявил, что Путин может стать “новым Брежневым”. И теперь все гадают: получил ли Юргенс на свои наидерзейшие речи высочайшее соизволение? Или он решил, что ему уже нечего терять, и пошел вразнос? Но реальное значение интервью медведевского соратника в другом. Оно в миллионный раз показывает, как сильно деградировала наша общественная жизнь.

В последние недели о самых важных российских политических событиях мы узнаем с подачи иностранных экспертов и иностранных же СМИ. Благодаря кому мы теперь в курсе, что о судьбе президентского поста в 2012 году Путин и Медведев намерены договариваться не с народом, а друг с другом? Спасибо американскому политологу Николаю Злобину. Кому экс-президент Горбачев поведал, что вообще-то президенты так себя вести не должны? Британской телерадиокорпорации Би-би-си. Наконец, в интервью какому СМИ Игорь Юргенс поставил диагноз всему происходящему? Агентству Рейтер.

Когда наш замечательный спикер Борис Грызлов заявил: “Дума — не место для дебатов”, — его все засмеяли. И, как выясняется, зря. Идеи грызловизма живут и побеждают. Теперь у нас нет места для настоящих, а не липовых дебатов не только в Думе и Совфеде, но и в большинстве СМИ, и вообще на любых публичных форумах. Общение наших боссов с иностранцами — вот оно, последнее прибежище российской публичной политики.

Игорь Юргенс считает, что необрежневизм нам только светит. Неправда. В некоторых отношениях он уже давно на дворе. Давайте вспомним. В первые годы правления Брежнева иностранцы никак не могли понять: кто у этих русских главный босс — Леонид Ильич или все-таки премьер Косыгин? Модно было в эпоху Брежнева у нашего начальства сливать реально важную политическую информацию на Запад через посредников типа Виктора Луи, а отечественную прессу кормить опусами про трудовые победы и доярок.

Впрочем, хватит зубоскалить. Все это не только смешно, но и очень обидно. И самое обидное — в обозримом будущем альтернативы нынешней ситуации нет. Откровенное признание Владимира Путина — “договоримся” — вызвало взрыв негодования даже у многих аполитичных граждан. Но премьер не хотел никого оскорбить. Он всего лишь позволил себе роскошь быть откровенным.

Российское общество заключило с властью неформальный контракт: вы не трогаете нас, а мы не трогаем вас. Правильно ли после этого обижаться на ВВП? Он всего лишь действует с той степенью свободы, какую мы ему дали. Так что не рвите глотку зря, граждане! Они обо всем договорятся, а потом нам скажут — в интервью Би-би-си или агентству Рейтер.

СПРАВКА “МК”

Игорь Юргенс — вице-президент РСПП, член президентских советов по развитию гражданского общества и информатизации, председатель правления Института современного развития, попечительский совет которого возглавляет Дмитрий Медведев. В интервью Reuters г-н Юргенс заявил, что Путин рискует стать угасающим лидером в стиле Брежнева, если он станет президентом в 2012 году и будет править два срока подряд — до 2024-го (ВВП будет 71 год). По мнению Юргенса, избежать этого можно, создав “открытое, прозрачное соревнование” между Медведевым и Путиным на выборах-2012.

ВОПРОС ПОЛИТОЛОГАМ

“Как вы считаете, давал ли Дмитрий Медведев добро на высказывания г-на Юргенса?”

Станислав БЕЛКОВСКИЙ, президент Института национальной стратегии: “Зная Игоря Юргенса как человека крайне осторожного, уверен: неформальное одобрение своих действий он получил. Цель подобных интервью — развеять иллюзии относительно нежелания или неготовности Дмитрия Медведева идти на второй срок. При этом сам Медведев играет роль “доброго следователя”, говоря о 2012 годе очень мягко и уклончиво, а Юргенсу поручена роль “злого следователя”, который режет правду-матку.

Ни Путин, ни Медведев не являются публичными политиками, полемистами. Они могут действовать только “под ковром” — в искусственном политическом поле, где нет ни демократии, ни свободы слова. Реальную конкурентную борьбу на выборах политик такого типа выиграть не способен. Поэтому на выборы-2012 пойдет только один из них. И если не случится каких-то особых катаклизмов, то это будет Медведев. Сегодняшняя его задача — показать, что он, конечно, будет договариваться с Путиным о том, кто пойдет на выборы, но сделает это исключительно из вежливости, из уважения к человеку, который дал ему путевку в политическую жизнь. А фактически решение он примет сам”.

Глеб ПАВЛОВСКИЙ, президент Фонда эффективной политики: “В команде Медведева работает много людей, и далеко не все из них выражают исключительно взгляды президента. Во всех случаях, когда высказывания президента расходятся с высказываниями членов его команды, можно смело утверждать: они говорят от самих себя.

Медведев не нуждается в защитниках, он понимает, что набирает силу и вес, каждый следующий его успех — война на Кавказе, выигрыш раунда по ПРО — работает на него. Не нужно быть Павлом Глобой, чтобы предположить: примерно через год вопрос о том, кто пойдет на выборы-2012, будет почти решен сам собой. Просто один из этих двух политиков усилится настолько, что другой отступит.

Если вернуться к господину Юргенсу, то ему приходится давать очень много интервью, и далеко не все из них бывают успешными. Я думаю, что его поправят, но мягко, и неприятностей у него не возникнет. Потому что Медведев и Путин — не звери, они спокойно относятся к неосторожным и субъективным выступлениям своих советников, по крайней мере до тех пор, пока неосторожность не превращается в систему и какую-то свою игру”.

Беседовал Михаил ЗУБОВ

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру