Ярославль в день международной конференции “Современное государство и глобальная безопасность” принял порядка трех тысяч участников и сопровождающих их лиц, а также четыре сотни журналистов.
Мест в гостиницах не хватило: часть гостей решено было селить на четырех речных теплоходах, которые специально подогнали к пристани.
Одной из главных тем дня неофициально стал, конечно, 44-й день рождения президента: чиновники и бизнесмены в кулуарах обсуждали, как лучше поздравить главу государства и что подарить. Отличилось руководство ярославской фабрики валяной обуви: приготовили для Дмитрия Анатольевича раритетные ярославские валенки — с вышивкой и на литой подошве. До конца дня фабриканты собирались вручить их имениннику. А спикер Совета Федерации Сергей Миронов решил, что лучший подарок Медведеву — сам форум. “Общение с такими интеллектуалами мирового уровня, уверен, будет весьма приятным и чрезвычайно полезным”, — поделился он.
Праздновать день рождения, как узнал “МК”, виновник торжества намеревался вечером — в частности, в компании премьер-министров Испании и Франции, которые также принимали участие в “российском Давосе”. С Хосе Луисом Родригесом Сапатеро и Франсуа Фийоном он провел “двусторонки” сразу по прибытии в Ярославль.
Политическая мысль в Ярославле начала кипеть за несколько часов до прибытия президента. Политики, а также отечественные и зарубежные политологи готовились выдать идеи для итогового заседания с участием Медведева. Вдохновил всех на подвиги губернатор Ярославской области Сергей Вахруков, открывший конференцию. Он заявил, что надо поработать над качеством госуправления в стране, ведь одной из причин кризиса стали ошибки высшего менеджмента. После чего участники разбились на тематические секции. Участники первой, например, корпели над моделью социальной политики. Глава аппарата правительства Сергей Собянин раскрыл всем глаза на то, что соцподдержка в стране разбазаривается: “Большая часть помощи достается не тем, кому она нужна”. Поддерживать население надо более адресно, предложил чиновник (например, в США выдают талоны на питание. — “МК”). Выступил Собянин и против излишних трат на социалку. Гражданам же он дал понять, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке: “Мы никого не должны обманывать: ничего в государстве, никакие услуги никогда не даются бесплатно”.
Мэр Москвы Юрий Лужков долго и красочно призывал повышать роль государства. Поддержал он и идею национализации проблемных предприятий. “Но это временно, — подчеркнул Лужков. — Затем надо вновь перевести экономику на рыночные принципы, но продавать собственность уже по реальной цене”. Либеральные принципы столичный глава назвал неэффективными, а потребительское общество — бесперспективным.
На второй секции вершили судьбы демократии и сошлись на том, что надо ковать “демократические кадры”.
За международное сотрудничество взялась третья секция: здесь опять блистал Сергей Миронов, предложивший сделать Европу творческой лабораторией для обкатки новой модели безопасности (напомним: ее предложил Медведев).
В четвертом зале боролись с террористами и наркооборотом. Спикер Госдумы Борис Грызлов призвал уничтожить все посевы опиумного мака в Афганистане: это можно, по его словам, сделать за один год, но мандат никак не даст ООН. Слово взял и оправившийся после покушения глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Он заявил, что “90% уничтоженных в последнее время в Ингушетии боевиков — иностранные наемники”. И упрекнул “ведущие страны мира” в том, что они своевременно не помогли России остановить распространение международного терроризма.
Дмитрий Медведев, судя по его выступлению на итоговом заседании, тяготел ко второй секции. Говорил в основном о демократии. “Современное государство — демократическое, — уверен президент. — Каковы должны быть стандарты современной демократии? Мой вариант ответа содержится в статье, которую я недавно написал”. Медведев вкратце пересказал тезисы своего журналистского опуса. “Цели должны достигаться не принуждением, не запугиванием”, — говорил он. Высказался и за разработку общих демократических стандартов для всех стран. Только попросил “без обезличивания”.
Демократия демократией, но роль государства все же повышать нужно. И именно кризис доказал, что его роль не снижается, настаивал Медведев. “Чтобы через 2—3 года волна кризиса нас опять не накрыла, мы должны меняться”, — провозгласил он. Под конец президент выразил надежду, что Ярославль станет еще одной политической площадкой — наподобие Эвиана и Давоса. Возможно, в будущем в новый “политклуб” удастся зазвать не только премьеров других стран, но и президентов.