Эти заявления связаны, очевидно, с приговором, который был вынесен в понедельник в Тбилиси капитану арестованного в водах Абхазии судна Buket. Судно, шедшее из Турции в Абхазию под флагом Панамы с 2 тысячами тонн бензина и 700 тоннами дизельного топлива, было арестовано 16 августа грузинскими пограничниками в Черном море. Капитан, гражданин Турции, был приговорен к 24 годам лишения свободы, а само судно передано в собственность государства. Капитана осудили по обвинению в нарушении таможенных правил в особо крупных размерах и правил въезда на оккупированную территорию. Судьба 15 членов экипажа, четверо из которых — граждане Азербайджана, а остальные — граждане Турции, остается неизвестной. Сергей Багапш назвал эти действия Грузии “пиратскими”.
“К сожалению, сегодня можно говорить о грузинских пиратах наравне с пиратами сомалийскими. А подобные действия должны повлечь за собой адекватный ответ”, — подчеркнул президент Абхазии. По мнению Багапша, судно было задержано в нейтральных водах, что является нарушением международного законодательства.
Этот инцидент — далеко не первый. 5 апреля грузинские пограничники задержали у берегов Аджарии российский теплоход “В.Успенский” с 14 моряками — гражданами РФ — на борту, обвинив в нарушении территориальных вод Грузии. В июле остановили два турецких танкера, шедших в Абхазию: суда конфисковали, а экипажи оштрафовали на 30 и 26 тысяч долларов США.
Между Россией и Абхазией заключено соглашение об охране госграницы, которое предусматривает совместные действия по обеспечению безопасности в территориальных водах Абхазии. 28 августа замруководителя Пограничной службы ФСБ России Евгений Инчин заявил, что российская береговая охрана готова прийти на помощь абхазским пограничникам. По его словам, “в составе пограничного управления ФСБ по Абхазии есть группа катеров, которые будут решать эту задачу, то есть обеспечивать неприкосновенность (судов)”.
Безусловно, связи с Турцией для Абхазии очень важны: это единственное, кроме России, государство, с которым республика торгует. Действия грузинских властей нацелены на то, чтобы запугать турецких моряков и предпринимателей и вынудить их отказаться от рейсов к берегам Абхазии. Россия признала Абхазию, поэтому имеет полное право оказывать ей помощь в охране ее морских границ. Однако открытое участие наших военных моряков в действиях против грузинских пограничников сейчас нежелательно, так как вызовет негативную реакцию на Западе. Между тем у Абхазии есть свой военный флот. На начало 2007 года он состоял из следующих судов: теплоходы “Комсомолец Абхазии” (флагман) и “Сухум”, катера “Радуга-5”, “Радуга-08”, самоходные баржи; 10 малых катеров; патрульный катер проекта 205П “Тарантул”, 8 сторожевых катеров проекта 1400М “Гриф”, 12 катеров на подводных крыльях “Невка”. На них установлено стрелковое и артиллерийское вооружение, пусковые установки НУРС. С 2007 года флот Абхазии, без сомнения, пополнился. Так что средства для ведения морского боя у республики имеются.
Куда интереснее другой вопрос: откуда корабли у Грузии? В августе 2008 года военный флот Грузии был уничтожен в порту Поти спецподразделением морской пехоты Черноморского флота. Среди прочих подорвали и флагманский корабль ВМС Грузии, ракетный катер “Диоскурия”. Какие-то суда грузины, конечно, потом подняли со дна и подлатали. Однако дерзость нынешних действий заставляет предполагать, что потенциал военно-морских сил Грузии активно восстанавливается за счет поставок извне.