Свой знаменитый блог Навальный вел с 2007 года. Страница политика стабильно входила в топ самых просматриваемых Живых Журналов — за 13 марта, например, Навального «кликнули» 450 тысяч раз.
С 28 февраля 2014 года решением Басманного суда по делу «Ив Роше» о хищениях и мошенничестве Навальный находится под домашним арестом. Судья Карпов ограничил круг его общения близкими родственниками и сотрудниками правоохранительных органов, запретил пользоваться почтой, телефоном и интернетом.
Записи в блоге, впрочем, продолжили появляться. Сразу после того, как Навальному «присудили» домашний арест, сотрудники организованного им Фонда борьбы с коррупцией и супруга Алексея, Юлия Навальная заявили, что будут вместо него заполнять страницу в ЖЖ.
Пятого марта муниципальный депутат от Бабушкинского округа Москвы Алексей Лисовенко пожаловался на Алексея Навального генеральному прокурору Юрию Чайке. «В том, что строчит сам Навальный, сомнений нет, — написал Лисовенко в блоге. — Быть на связи Навальному запрещено, тем не менее он продолжает это делать, тем самым открыто и нагло нарушая закон и проявляя неуважение к решению суда». К этому посту Лисовенко, детально проследивший активность Навального в соцсетях, приложил скриншоты своих жалоб в адрес Чайки и руководства Роскомнадзора.
Накануне в блоге появился развернутый и резко критический пост Навального о взаимоотношениях России и Украины. Авторство не оставляло сомнений: пост был написан от первого лица, Навальный замечал, что ему запрещено пользоваться Интернетом, поэтому он сам пишет для себя вопросы и сам на них отвечает на бумажке, а в ЖЖ это публикуют его соратники... Так что формально, по мнению Навального и его адвоката, запрет не нарушен.
Через несколько часов после того, как ЖЖ Навального заблокировали, г-н Лисовенко написал в своем блоге:
«Мое обращение было отработано в полной мере, в результате чего блогер в Живом Журнале сегодня «недоступен». Как говорится, Навальный больше не ЖЖужит. Теперь очередь за остальными его аккаунтами в других социальных сетях.
Я буду и дальше стоять на своем и бороться за полное закрытие Навального от внешнего мира, как это предусмотрено законом. Более того, я считаю, что подобные ограничения должны быть приняты в отношении каждого преступника, находящегося под домашним арестом. Поэтому депутатам Государственной Думы мною направлено письмо с просьбой рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих полную блокировку аккаунтов в социальных сетях лиц, которым в соответствии со вступившим в силу решением суда, запрещен доступ в «Интернет» на время нахождения под арестом».
Оппозиционные Грани.ру и Каспаров.ру, в свою очередь, также оказались заблокированы. К ним присоединился и «Ежедневный журнал», обозревающий общественно-политическую ситуацию в России. На его главной странице размещено объявление о внесении в «черный список» с заголовком «Тем, кто еще видит сайт «Ежедневного журнала».
Вечером 13 марта (ближе к ночи) Роскомнадзор заявил о соответствующем требовании Генеральной прокуратуры РФ. «Указанные сайты содержат призывы к противоправной деятельности и участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка», — гласит заявление, размещенное на официальном сайте ведомства. Причина блокировки блога Навального — нарушение меры пресечения. «Операторам связи направлено требование о незамедлительном ограничении доступа к указанным ресурсам», — значится в сообщении.
Напомним, что единый реестр запрещенных сайтов был создан согласно Федеральному закону 139 (принят в июле 2012 года). Досудебное закрытие Интернет-ресурсов становится возможным после решения федерального органа при наличии детской порнографии, информации об изготовлении или получении наркотиков, способах суицида и призывов к суициду, информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате преступления. Закрытию подлежат также ресурсы, которые содержат информацию, распространение которой запрещено решением суда.
Обжаловать решение о включении сайта в реестр могут «владелец сайта, провайдер хостинга или оператор связи в судебном порядке в трёхмесячный срок».
А с февраля этого года начал действовать еще один Федеральный закон - №398 (принят в декабре 2013-го). Согласно ему, сайты могут быть «незамедлительно блокированы» во внесудебном порядке по решению Генпрокурора и его заместителей. Причина - «призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, разжиганию межнациональной и (или) межконфессиональной розни, участию в террористической деятельности».
Что же происходит после того, как сайт попал в «черный список»? Хостинг-провайдеры получают уведомление об этом. На удаление контента владельцем ресурса или блокировку страницы хостинг-провайдером отводится трое суток. Если же этого не произойдет, заблокировать страницу должен в течение суток оператор связи. Блокировка не снимается до удаления запрещенного контента. Только после этого ресурс исключат из реестра...
Сразу после новости о блокировке блога Навального по сети поползли слухи о таком же исходе для сайта «Эха Москвы», куда в рубрику «блоги» автоматически экспортировалось содержание ЖЖ оппозиционера. Александр Венедиктов, главред «Эха», распространил заявление: «Роскомнадзор направил «Эху» предписание Генпрокуратуры об ограничении доступа к блогам Алексея Навального на сайте «Эха Москвы» в связи с выявленными признаками экстремистской деятельности. Некоторые провайдеры, нарушив предписание Генпрокуратуры, начали отключать сайт «Эхо Москвы». (Венедиктов имел в виду, что блокировка ресурса «Эха» в целом и блокировка отдельного контента – далеко не одно и то же).
Провайдер, услугами которого пользуется автор этих строк, сайт «Эха» не забанил, но в ночь на 14 марта «зеркало» блога Навального, в отличие от остального контента, уже стало недоступным...