Г-н президент, радостная весть: президент Украины (Янукович) объявлен в розыск. Очевидно, за заслуги перед своим Отечеством I степени.
Вполне вероятно, радуетесь и вы. Поводов много, и частично они у нас с вами, безусловно, совпадают.
Во-первых, что бог ни делает — всё к лучшему. Во-вторых, «объявлен в розыск» означает, что разыскиваемый жив. Скажете: это, мол, не обязательно так. Да, строго говоря, мы не знаем. Но согласитесь, он и живой мало кому сейчас нужен. А уж мёртвого прятать… — кто будет этим заниматься? ради чего?
Г-н президент, вы небось считаете, что мы ничего не понимаем в политике. Ну и что? Сколько женщин, ничего не понимая в хоккее, болели за наших. «Буллит», «створ», «офсайд» — всё это для дам тёмный лес. А как болеют, как кричат, визжат и скачут! Так и мы — мало что понимая в происходящем на Украине, радуемся: ура! в розыск! Это же здорово: властитель прячется от народа.
Нам, конечно, проще, чем вам. Мы с Януковичем не обнимались ни разу в жизни, у себя дома его не принимали, к нему в гости не ходили, переговоров с глазу на глаз тем более не вели, и даже в страшном сне нам в голову бы не пришло назвать его «коллега».
А вы встречались не раз. Не раз его поддерживали и даже агитировали за него. Уже в разгар кровавых событий (за которые президента Украины теперь разыскивают) премьер-министр России (б/у часть вашего тандема) посоветовал Януковичу «не быть тряпкой». То есть действовать ещё жёстче. Или жесточе?
Может, мы и мало понимаем в политике, но болеем за наших (не за чиновников, а за страну). С точки зрения интересов России, лучше бы Украина в пылу борьбы забыла про этот совет российского премьера. Знаете, как бывает: сыграл футболист рукой, но в толчее не заметили, а потом уже поздно свистеть — «заиграно». (Чтобы покончить с премьер-министром, скажем: если он и впрямь такой отчаянный рубака, мог бы свой совет «не будь тряпкой» с айфончика послать тому, кто рядом с Януковичем и умеет открывать sms'ки.)
Янукович больше не будет президентом. И власть России, действуя в интересах России, должна бы как можно скорее и дальше отстраниться от разыскиваемого. Нам ведь нужна Украина, а не Янукович, правда?
От него уже отреклась его партия, отреклись его губернаторы. Нам он и подавно не нужен. А вам он зачем?
Теперь так много известно про его воровство (или, скажем аккуратнее, про воровство его ближайшего окружения, родственников)… Теперь народ ворвался в его резиденции, и весь мир увидел безумную, отвратительную роскошь…
Но вы, г-н президент, видели эту роскошь и раньше. И о воровстве знали раньше. И, как предполагаем, вы знали во всех подробностях: откуда, сколько и куда. У вас разведка, у вас посол Зурабов — не знаем, какой он политик, но про деньги ваш монетизатор должен знать всё.
…Что будет говорить власть России, если украинцы поймают президента и будут его судить? Официальную позицию обозначить придётся. Да и на пресс-конференциях иностранные журналисты будут спрашивать настойчиво и прямо.
Образец, конечно, есть. Не так уж давно один из высокопоставленных чиновников России поведал нам с экрана Первого канала, как следователи ему рассказали (и доказали) про колоссальное воровство бюджетных средств, выделенных на ГЛОНАСС, и как он был огорчён:
— Самое страшное, что, может быть, это предательство. Когда ты видишь, что люди, которым ты доверял, которым, в конце концов, государство доверяло и выделило огромные деньги для определённых целей, и они, мягко говоря, используются не по назначению, ну как можно к этому человеку относиться? Ну, терпел. Терпел. Я не подавал виду, потому что я понимал, что если я начну подавать вид, то это приведёт просто к настороженности и попытке замести следы.
Понимаете, г-н президент, он терпел 3 года. Если он за это время вам доложил, то, значит, дальше вы терпели оба. А если он вам не доложил…
Вот и про Януковича можно сказать: боялись спугнуть.
★★★
…Президент Украины в розыске. Поскольку никаких святых идей он не провозглашал (и, похоже, не имел), то никаких идейных сподвижников рядом с ним нет. А раз идейных нет, значит, они думают только о себе. И с каждой минутой разыскиваемый становится им всё больше в тягость. Он объект преследования. И все, кто с ним рядом, автоматически преследуемые.
Хотят ли они его спасти? Если этим они спасают и себя, то — может быть. Если они уже каким-то образом (подводная лодка например) уплыли в тёплые края, сохранив номера заграничных счетов и золотые пистолеты, — это одна история. Но если они всё ещё на территории Украины, то именно они (сподвижники, охрана) могут стать для беглого президента опаснее врага.
Это же очень распространённый способ заслужить прощение и сделать карьеру: принести новому владыке голову прежнего.