Г-н президент, в понедельник будет год, как вы — президент. Фраза, конечно, дурацкая, потому что президент вы уже 13 лет (притворный четырёхлетний перерыв народ уже не вспоминает). Так что 4 марта всего лишь будет год с того дня, как часть населения России ходила опускать бюллетени в урны Чурова. Праздник, как вы понимаете, небольшой, но по этому случаю «Левада-центр» только что (в феврале) сделал соцопрос. Некоторые результаты могут вас огорчить, поэтому о них позже.
Есть важная проблема (давно собирался вам о ней написать, но всё руки не доходили). Вы заботитесь о народе вообще, а на вопрос социологов отвечает одинокий человек. Он чаще думает о квартплате и зарплате, чем о том, поднял ли Путин Россию с колен.
Вы заботитесь о детях вообще, а у каждого ребёнка своя судьба, порой ужасная. Вы заботитесь об образовании вообще, но конкретного учебника не видите, а он нередко безумный.
Приведу наглядный пример. 23 октября 2012 года я случайно оказался возле включённого телевизора. Вдруг — вы! Вокруг вас улыбающиеся начальники. И вы в прямом эфире собираетесь пустить газ в новую трубу из нового месторождения на Ямале. Вы сказали речь.
ПУТИН. Дорогие друзья! Разведанные запасы газа на Бованенковском месторождении составляют огромную величину — 4,9 триллиона кубометров газа! Ежегодно здесь будет добываться 115 миллиардов кубометров газа, а в ближайшем будущем — уже 140. Это огромные величины! Общие запасы ямальских кладовых позволят к 2030 году добывать там 340—360 миллиардов кубометров газа. Это колоссальные объёмы, и они на десятилетия вперёд гарантируют выполнение наших обязательств не только перед нашими партнёрами за рубежом, но и того, чтобы наладить крупномасштабное снабжение газом наших городов, посёлков, деревень!
Вы много сказали про миллиарды и триллионы (я сократил), и было ясно, что газа хватит всем. Хотя и огорчило, что сперва у вас «партнёры за рубежом», а наши города и деревни — на втором месте.
Наступил торжественный момент — пуск газа в прямом эфире!
ОПЕРАТОР. Уважаемый Владимир Владимирович! Газовый промысел Бованенковского месторождения к пуску готов! Технологические коммуникации находятся под рабочим давлением!
МИЛЛЕР. Уважаемый Владимир Владимирович! Прошу дать команду к пуску месторождения!
ПУТИН. Пожалуйста, начинайте!
ОПЕРАТОР. Пускаю газ на первичную сепарацию! Газ поступает в цех осушки, дожимается до рабочего давления магистрального газопровода; газ — на узле замера! Подаю газ на контрольный факел! (Аплодисменты.)
Так торжественно даже Гагарина не запускали. Красота была неописуемая. За спиной у вас, г-н президент, была огромная карта России, и, когда вы пустили газ, стало видно голубую струю, которая потекла с Ямала на запад…
Боже мой, я затаил дыхание, струйка явно двигалась в сторону Москвы! Неужели к нам, в Куркино?! (Куркино, г-н президент, с 1985 года — Москва. Но в той части Куркина, где мы живём, ни водопровода, ни канализации, ни газа. Четверть века обещают, а всё никак.) И вот вы запустили эти миллиарды и триллионы, они текут в нашу сторону… Сейчас!.. Сейчас!.. Вы же сказали про выполнение обязательств, про снабжение газом наших городов и деревень, мы ждём 28лет, и половина этого срока прошла под вашим президентством…
Увы. Струйка на красивой электрической карте взяла севернее и утекла в сторону Балтики, в Европу. Окажись в тот момент социологи в Куркине, вряд ли у нас нашлись бы силы сказать о вас доброе слово.
Теперь, после этой истории, вам легче будет понять и принять некоторые (не слишком утешительные для вас) результаты опроса, сделанные в честь первой годовщины то ли третьего, то ли четвёртого вашего срока.
...Социологи не хотят пугать людей грубыми вопросами. Человек, отвечая, не должен чувствовать себя бунтовщиком, не должен бояться увольнения или ареста. Поэтому формулировки обычно мягкие, изящные.
Вопрос «Несёт ли В.Путин ответственность за проблемы, стоявшие перед страной во время его правления?» — вопрос очень вежливый. Не сказано «за ошибки» или чего доброго «за провалы». Но в одном из вариантов ответа есть слово «вина». И это слово превращает формулу «ответственность за проблемы» в формулу «виноват ли». Вот как это выглядит.
Видите: ответ «нет, он всё делал правильно, а виноваты вороватые чиновники» дали те 13%, которые считают, будто вы не виноваты. И ещё 5% считают, что виноваты не вы, а некие обстоятельства типа метеорита или наводнения. Но выходит, что 78% думают иначе. (А может быть, и 82%. Потому что 4 «затруднившихся», не исключено, опасались сказать, что думают.)
В сумме только 18% считают, что вы «всё делали правильно». Что теперь делать? Наказать опрошенных нельзя, они анонимны. Наказать социологов? Можно, конечно, но ведь будет скандал, а скандалов и так хватает.
Есть ещё один способ отреагировать на результаты: выполнить обещания. Но надежды на это мало. Если за предыдущие 13 лет — нет, то с чего вдруг за предстоящие 11 — да.