– Как можно оценить результаты прошедших осенью выборов в бундестаг ФРГ?
– Результаты были не вполне ожидаемые. Я предполагал, что представители Свободной демократической партии (СвДП) пройдут в бундестаг, но они не прошли. Второй вариант, который я рассматривал - «большая коалиция» (Христианско-социальный союз (ХСС), Христианско-демократический союз (ХДС) и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) - «МК») - как раз реализовался. Поэтому нынешний бундестаг — это триумф больших партий, с минимальной оппозицией... Оппозиция ограничена по времени выступлений, «Зеленые» протестуют против этого. Страна 86 дней ждала нового правительства, были достаточно сложные переговоры, честь и хвала Ангеле Меркель сотоварищи за то, что они пошли навстречу многим требованиям социал-демократов. Речь в большей степени идет о заслуге союза ХДС/ХСС, принявшего требования СДПГ, чем о победе социал-демократов. Конечно, это и победа председателя СДПГ Зигмара Габриэля, который рискнул и предложил своим однопартийцам принять участие в голосовании по коалиционному договору, консолидировав тем самым партию. Сам коалиционный договор — компромиссный. Он учел основные пожелания СДПГ: минимальная заработная плата, есть ряд других позиций, по которым ХДС/ХСС «подвинулись». Из 14 министерских портфелей 6 оказалось у СДПГ, 5 — у ХДС, 3 — у ХСС. Социал-демократы получили важные посты, в частности, в министерстве экономики (которое стало суперминистерством - оно теперь отвечает и за энергетическую политику), возглавляемое отныне Габриэлем. Он стал вице-канцлером — в этом смысле, по сравнению с прошлым правительство, у Ангелы Меркель достойный партнер, которого она хорошо знает, предсказуемый, понимающий, чего он хочет. Это не Рёслер (бывший глава министерства), который все время пытался «уколоть» канцлера. У социал-демократов достаточно важные посты министра труда, министра юстиции, которому от министерства сельского хозяйства (находящегося в руках ХСС) отошли компетенции по защите прав потребителей. В очередной раз мы видим талант Ангелы Меркель, способной мыслить стратегически и тактически. У ХДС остается остается очень важное министерство — минфин во главе с очень жестким Шойбле, способным держать под контролем попытки социал-демократов увеличить те или иные бюджетные расходы, не согласованные в рамках коалиционного договора, или попытки провести какие-то дополнительные бюджетные потоки. Есть, конечно, сюрпризы — министерство обороны, возглавляемое теперь Урсулой фон дер Ляйен, которая тем самым подтвердила свои претензии на пост председателя партии и возможного кандидата в канцлеры.
– Что можно сказать об этом человеке?
– Это профессионал, у нее уже есть за спиной три министерских поста. Это амбициозная женщина. У Меркель были раньше и другие кандидаты в преемники, думаю, они и остались. Но сейчас вопрос в том, есть ли у фон дер Ляйен шансы доказать свой профессионализм на посту министра обороны. Военная реформа в ФРГ еще не закончена, это сложнейшие преобразования: создается профессиональная армия, со всеми вытекающими из этого проблемами. Посмотрим, как пройдут четыре года (до следующих выборов - «МК»). «Скамейка» кандидатов в преемники на посту канцлера у Меркель не короткая, и сейчас надо смотреть, как справиться фон дер Ляйен.
– Возвращаясь к результатам выборов — что можно сказать о результате, полученном новыми партиями, в частности, партией «Альтернатива для Германии»?
– Мой осенний прогноз оправдался, они почти добрались до 5%-ного барьера, получив 4,6% - очень высокий показатель. Если судить по опросам ведущих институтов, их рейтинг до середины декабря в целом не опускался ниже 5%, а иногда и поднимался до 6%. То есть при иных условиях у «Альтернативы для Германии» был бы реальный шанс пройти в парламент, и коалиционное большинство получило бы очень жестких критиков, которые не менее профессиональны, чем, скажем, «Левые» в лице их лидера Грегора Гизи, который вообще удивительный человек, способный в дебатах заменить целую фракцию. Как бы ни критиковали «Альтернативу для Германии» - а ее подставляют, критикуют, искажают ее суть, – партия это на сегодня остается кандидатом на прохождение в земельные и федеральный парламенты. Умные, грамотные люди. Но что будет на будущих федеральных выборах с этой партией, предсказывать сложно.
Работа немецкого правительства не будет легкой, потому что ряд аспектов внутренней политики не прописан в коалиционном соглашении. Но эти проблемы будут меньшими, чем те, что были в прошлом кабмине. Поэтому мы имеем дело со вполне дееспособным правительством, которое, думаю, без проблем будет функционировать до 2017 года. Сейчас большая часть населения, как и до выборов, поддерживает идею коалиционного правительства.
– Новое правительство Германии сформировано и в связи с этим возникает вопрос — какова будет политика ФРГ в рамках российско-германских отношений? Особенно в свете отказа президента страны Йоахима Гаука посетить Олимпиаду в Сочи.
– Да, слава богу, Гаук не поедет, и Меркель тоже. Они уже назначили Томаса де Мезьера, нынешнего министра внутренних дел, представлять ФРГ. Я сам ярый сторонник того, чтобы не политизировать Олимпийские Игры. Это спорт, и чем больше к нам не приедет политиков в ранге политиков, тем будет лучше. Приедут просто как гости — ради бога.
Что касается отношений в целом, я был приятно удивлен тем, насколько расширен в коалиционном договоре раздел, касающийся отношений с Россией. Была пара абзацев у ХДС/ХСС, пара предложений у СДПГ, теперь же это целая глава, 300 слов, 2400 знаков. К этому стоит добавить ещё раздел о работе Совета Россия-НАТО. Это хорошая заявка на то, что наши отношения могут получить дополнительный импульс для развития. Они и так неплохо развивались — моя позиция в том, что в 2013 году наши отношения не ухудшились, как и в 2012-м, несмотря на критику со стороны коалиционного правительства. Атмосфера в Германии — плохая, отношения — хорошие. Просто у нас атмосферу в ФРГ и критическое отношение к Путину путают с ухудшением отношений. Ни одна из сферо двусторонних отношений не ухудшилась. Мне отвечают, что есть проблема ПРО. Но это вопрос отношений России и Альянса, членом которого является Германия.
Относительно новый аспект в коалиционном договоре, касающийся России — тот аспект, что в двусторонние отношения теперь встраивается Польша. ФРГ настаивает на том, что российско-германские отношения должны рассматриваться в треугольнике Германия-Польша-Россия, и это абсолютно правильно. 17 декабря, вступивший в должность министра иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер сделал заявление в немецком МИДе, в ходе которого отмечает, что «это возмутительно» как Россия пытается использовать ситуацию на Украине в свою пользу. После этого он признал, что и президент Польши правильно упрекает Германию и заявил, что намерен отправиться в Варшаву. Оказалось, что Штайнмайер очень верно просчитал реакцию перед поездкой в Польшу. Одна фраза «это возмутительно» полностью расположила польскую прессу и польских дипломатов. Так совпало, что 19 декабря в Варшаве находился Сергей Лавров — они с Штайнмайером не пересеклись. Польский министр иностранных дел дал интервью, в котором, помимо того, что хвалит Штайнмайера за реплику в адрес России, говорит, что картинка в СМИ плохая, а отношения между Польшей и Россией — хорошие. Вот вам выход на то, что Штайнмайер добивается того, чтобы треугольник ФРГ-Польша-Россия заработал.
Путин грамотно просчитал освобождение Ходорковского в контексте отношений с Германией. Мало того, что амнистировал, но еще и расположил к себе всю немецкую публику. В Der Spiegel появилась информация о том, что координатора по сотрудничеству с Россией Андреаса Шоккенхоффа заменят другим человеком на этом посту...
– Речь идет о Герноте Эрлере?
– Да, я это не могу комментировать, потому что пока не назначили его — это еще слухи.
– Правда ли, что Эрлер более лоялен по отношению к России, нежели Шоккенхофф?
– Они оба лояльны. И то, что госпожа Меркель критикует Путина, не мешает ей иметь с ним отличные профессиональные отношения. И за 2013 год эти отношения существенно, качественно улучшились. И Меркель единсвенная, кто настаивает на третьем варианте выстраивания отношений Украины, Евросоюза и Германии. Она еще больше месяца назад заявила о том, что лично обратится к Путину, чтобы обсудить варианты не «или/или» - либо Украина с ЕС, либо с Россией, – а варианты, где есть модели сотрудничества. И эту инициативу отмел председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, который настаивает только на двусторонних отношениях. А Меркель по-прежнему подтверждает, что надо прекратить политику «или/или». И, думаю, Меркель и Штайнмайер согласовали свои шаги. Глава МИД грамотно располагает к себе поляков, те подтверждают свое хорошее отношение к России, канцлер отмечает, что надо отношения с Украиной строить по другой модели, подключая к этому Москву... Поэтому пока отношения развиваются хорошо, невероятно хорошие вещи происходят. Я не считаю, что наши отношения требуют некой «перезагрузки». А вот независимый аудит не помешает нашим отношениям. Надо посмотреть по всем сферам отношений, где, что и как развивается. Лучшая практика на сегодня, я считаю — президентская программа подготовки управленческих кадров, когда наши ребята уже 15 лет ездят на стажировку в ФРГ. С 2006 года в Россию приезжают немецкие менеджеры. Такого рода практику надо внедрять и в отношения с другими странами.
Таким образом в 2014 год немецкие коллеги вступают с хорошим отношением к перспективам российско-германского сотрудничества. Критика Путина, конечно, сохранится. Его и сейчас критикуют и за Ходорковского, хоть он и на свободе, и за Pussy Riot — в духе того, что амнистия не заменят института гражданских прав.
– А что ожидается на западном дипломатическом фронте? Не секрет, что разоблачения о прослушках американцами немецких граждан и самой Ангелы Меркель негативно сказались на отношениях США и ФРГ...
В Германии сейчас работают над тем, чтобы «вырулить» из этой ситуации. Во-первых, в стране теперь появилась должность госминистра при канцлере, который отвечает за отношения со спецслужбами. Все, конечно, выразили возмущение данными о прослушках, но Меркель дала понять, что это не должно мешать дальнейшему обсуждению договора о свободной торговле с США. И как бы оппозиция ни критиковала Меркель, она, стиснув зубы, трансатлантическое партнерство никому не отдает. Конечно, будут проблемы с подписанием соглашения, но как-то их решат — слишком явны здесь интересы немецких компаний.