Требуется предельно упростить абсолютно все миграционное законодательство. Людей, которые работают, приносят пользу, но по «бумажным» причинам являются нелегалами - нужно легализовать. Ведь есть люди, которые еще с советских времен не могут оформить себе гражданство. Сейчас у нас трудовая деятельность мигрантов регулируется 13 статьями закона о правовом положении иностранных граждан, по объему занимающими столько же, сколько весь закон о гражданстве. Я, когда выступал на правительственной комиссии, спросил у коллег: хоть кто-то дочитывал все эти статьи до конца? Чего мы хотим от иностранца, который не всегда знает язык, если сами в этом разобраться не можем?
А в результате формально власти обязаны выдворять по полмиллиона человек в год только из Москвы, а это невозможно потому что центр содержания иностранных граждан рассчитан на 450 человек, выдворение одного стоит 30 — 40 тысяч рублей. А границы с Азией нет: его выдворили, он обошел КПП и - снова в России. Выдворять надо только тех, кто неугоден, опасен, а не тех работяг, у кого бумажки не все собраны. Я, кстати, считаю, что ответственность за предоставление регистрации нужно возложить на работодателя. А у нас выдворяют рабочих по формальным признакам и в то же время никто не знает, что делать с преступностью, которая приходит к нам из-за границы.
- Проблемы с регистрацией есть не только у иностранцев, но и у россиян...
Россиянам зарегистрироваться при переезде в другой город еще сложнее, чем иностранцу встать на миграционный учет. Иностранца можно регистрировать в нежилом помещении: бытовке, вагончике, а россиянина — только в жилом. То есть если парень из Волгограда строит поселок в Подмосковье — его никто не зарегистрирует по этому адресу. И при каждой встрече с государством его будут штрафовать на 1-1,5 тысячи рублей. Россияне, получается, поражены в правах.
Поэтому мы предлагаем, чтобы абсолютно все категории граждан могли регистрироваться по максимально простой процедуру и где угодно. В том числе, если вообще никакого помещения нет — по юридическому адресу работодателя. Есть согласие владельца — отправляешь извещение по почте и автоматически тебя регистрируют.
- А зачем вообще регистрация для россиян, переехавших в другой город. Мы же одна страна...
- Пусть будет. Это и статистический учет, чтобы планировать социальные и транспортные расходы. И адресный учет: государство должно знать, по какому адресу послать повестку, уведомление, платежку. Главное, чтобы процедура регистрации была предельно простой и доступной всем. А если у человека даже и работодателя нет, если он бомж — пусть регистрируют по адресу территориального отдела ФМС.
- А зачем нужна регистрация бомжам? Ведь их и оштрафовать нельзя...
- Она нужна не бомжам, а государству, чтобы элементарно планировать количество койко-мест в ночлежках и пунктах обогрева. Речь о гарантиях права на жизнь. В Москве каждый год замерзают десятки людей. Мы предлагаем регистрировать абсолютно всех. Есть переселенцы из других республик, которые не могут получить российское гражданство и являются нелегалами только по той причине, что живут в съемном жилье или садовом доме без регистрации. Кроме того, СПЧ против норм, которые предлагает депутат Крашенинников — не менее 6 метров жилой площади на человека. Это же придется людей из общежитий и коммуналок выселять, а куда? Кто этим будет заниматься? Если мы говорим о запрете резиновых квартир, то мы что: на каждого трудового мигранта из России по 6 метров жилого помещения сможем найти? Где? Кто их предоставит?
- Вы против запрета на «резиновые квартиры». Это ваша личная позиция или всего СПЧ?
- Это позиция СПЧ. Люди должны стоять на адресном учете. Должна появиться общероссийская электронная база регистрационного учета. В идеале мы должны перейти к электронной регистрации: приезжаешь куда-то, заходишь в интернет или в терминал, вводишь адрес. На этот адрес тебе автоматом пришлют свидетельство о регистрации. Вобьешь липовый адрес — свидетельство никуда не придет, останешься без него.
- А если вся страна зарегистрируется в Москве, чтобы получать столичные пенсионные доплаты?
Для пенсионных доплат требуется 10 лет проживания в Москве. Тут могут быть другие злоупотребления - на выборах: прописать 1000 человек в садовом доме и обеспечить результат. В таких случаях нужно будет ставить какие-то дополнительные условия, попросить у этих людей другое документальное подтверждение своего проживания: судебным решением, или как-то еще. Мы дорабатываем свои рекомендации, вносим уточнения и через 2-3 дня разместим их на сайте СПЧ.
СПРАВКА «МК»
В августе этого года, чтобы продемонстрировать коррупцию в ФМС, Евгений Бобров устроил «провокацию» - прописал в «резиновую квартиру» главу этого ведомства Константина Ромадановского. Членам СПЧ также удалось получить на подлинных бланках фальшивые паспорта на имена двух российских министров, имена которых не назывались. Эти документы были продемонстрированы Путину. Он их оставил себе, но ничего не сказал.