— С Обамой и Ромни «третьим» кандидатам конкурировать невозможно. Зачем же вы пошли на выборы-2012?
— Я выставила свою кандидатуру, так как много существенных проблем не берутся во внимание двумя главными кандидатами. На самом деле фальшивые проблемы служат отвлекающим маневром, например, предполагаемая «угроза» со стороны Ирана. Более того, я пошла на выборы, чтобы напомнить людям, что их правительство в руках монополии двух конкурирующих коррумпированных партий. Это не радикальное видение ситуации, это точно тот сценарий, которого опасался и о котором предупреждал первый президент и один из основателей нашего государства. Это точно было описано многими информированными и проницательными наблюдателями, такими как писатель Гор Видал и уважаемый философ Ноам Хомский. Избирателям на каждых выборах предлагают вытянуть А или Б. А сама мысль о другой опции выглядит наивной или странной. Это недемократический и нечестный способ руководства великой страной. Люди «умнеют» и высказываются — и я горжусь тем, что в этом хоре у меня один из самых громких голосов.
— Что вам больше всего не нравится в политике нынешней американской администрации?
— Соединенными Штатами владеет микроскопическая часть ее жителей. Примерно 400 богатейших персон имеет столько же богатства, сколько 150 миллионов беднейших людей — иными словами, половина страны.
— Идеал Америки — каким вы его видите?
— Америка должна иметь больше экономической демократии. Слово «социализм» было настолько опорочено и ассоциировалось с тоталитарными правительствами, что большинство американцев воротит от его упоминания. Но, проще говоря, нам необходимо больше сотрудничества и меньше конкуренции. Так, много американцев слышат термин «христианская нация» на протяжении всей жизни, и при этом их учат чуть ли не молиться на деньги и потребительство, которые плохо сочетаются с религиозными принципами сопереживания, помощи бедным и убогим и отношения ко всему человечеству как к семье. Трудно сказать, где кончается Америка и где начинается империя мультинациональных корпораций, которая использует в качестве своих мускулов американскую военную машину.
Расизм и сексизм во всех своих скрытых формах должны уйти. Наш сенат — самый мощный законодательный орган и состоит из 100 сенаторов: всего 13 женщин. Чернокожие составляют 11% населения страны, но около 40% населения наших тюрем. Нам нужно прибраться у себя дома, прежде чем тратить огромные суммы на «распространение демократии» в других странах.
— Что для вас важнее — социализм или экология?
— Ну если мы травим нашу окружающую среду — где мы будем жить? И в то же время если мы не найдем способ дать людям шанс иметь достойную безопасную жизнь, мы не можем ждать от них, чтобы они уважали и ценили природу, нужды и права других людей. Одно из моих любимых слов — это баланс.
— Я слышал, что среди ваших предков есть выходцы из России, — как вы относитесь к нашей стране?
— Русские — великий и славный народ с долгой, богатой и многообразной историей. Они были партнерами Запада, когда была остановлена самая большая угроза человечеству в середине ХХ века. Идеологическая борьба разделила наши великие народы. Но сейчас понятно: обе стороны были правы. Мы рассматривали СССР как бывшего союзника, превратившегося в противника, который правит народом железной рукой и нарушает многие основные свободы, — и, думаю, это была правда. Советский Союз рассматривал нас как угрозу и как прожорливую капиталистическую машину, пытающуюся контролировать весь мир и его ресурсы. Спору нет, и в этом тоже есть правда. Россия и США могли бы сделать много полезного и для себя и для всего мира, если бы шли вместе в духе взаимного уважения и сотрудничества.