Для разъяснения ситуации мы обратились к бывшему зам. директора ФМС, президенту фонда «Миграция XXI век», инициатору идеи амнистии Вячеславу Поставнину.
— Кто изначально предложил эту идею?
— Это была наша идея еще с 2005 года. Вот уже семь лет мы хотим урегулировать правовые статусы и понять, сколько же у нас мигрантов на самом деле. Ведь точную цифру не может назвать никто.
— Что ваша амнистия предполагает для мигрантов: гражданство, вид на жительство или разрешение на работу?
— Для трудовых мигрантов мы предлагаем разрешение на работу. Для этнических русских, которые по каким-либо причинам никак не могут урегулировать свой статус, — российское гражданство.
— Это будет платным для мигрантов?
— Например, чтобы получить разрешение на работу, надо будет заплатить пошлину 2000 рублей. Если за мигрантом раньше числилось какое-то нарушение — штраф также 2000 рублей. Все, как прописано в законе. Никаких дополнительных средств мы ни с кого собирать не предлагаем.
— А насколько государство справится с этим? Точное количество мигрантов никто не может назвать, но и так ясно, что их более 10 млн.
— Естественно, в ФМС всем места не хватит. Придется создавать специальные центры.
— А откуда вы предполагаете брать деньги? В бюджете для создания специальных центров денег нет.
— Это все будет не раньше следующего года, когда будет составляться новый бюджет. Да, создание центров — это проблема, которую мы сейчас пытаемся решить. Но и сам проект у нас пока плановый. Однако государство должно понимать, что создание центров окупится благодаря пошлинам.
В Федеральной миграционной службе (ФМС), сомнения в эффективности которой Вячеслав Поставнин публично высказывал еще в феврале этого года, заявляют, что никакого отношения к фонду они не имеют. Комментировать предлагаемые инициативы там также не стали.
■ ■ ■
Впрочем, чиновники из ФМС рассказывают, что два их законопроекта, касающихся миграционных проблем, уже находятся в Госдуме. Первый, уже прошедший первое чтение, «касается признания российскими гражданами лиц, ранее документированных паспортами гражданина России, но при этом не приобретших российское гражданство», — говорят в ведомстве.
Второй призван легализовать положение бывших граждан СССР, уже долгое время живущих в России, «но не имеющих действительных документов, удостоверяющих личность, и (соответствующего. — „МК“) статуса».
КАК У НИХ?
■ В июне 2007 г. американский сенат заблокировал законопроект администрации Джорджа Буша об иммиграции. Законопроект, в частности, предлагал «нелегалам» начать законный процесс получения вида на жительство после уплаты штрафа в $5000 и возвращения на родину. Там они смогли бы получить специальную Z-визу, с которой смогут начать оформление разрешения на проживание в США. На эту процедуру отводилось от 8 до 13 лет. Однако необходимость узаконить статус нелегальных иммигрантов поддержал президент Обама в мае 2011 года. При этом он высказался за жесткие меры против работодателей, которые принимают на работу нелегалов.
■ За последние пять лет 40% нелегальных иммигрантов получили политическое убежище в Британии, а депортированы были лишь 9%. Британские парламентарии считают, что это равнозначно негласной миграционной амнистии. Правительство, однако, заявляло, что никакой амнистии не было.
■ В 2005 году в Испании была объявлена амнистия для 700 тыс. нелегальных мигрантов. По предъявлению шестимесячного контракта на работу или доказательств проживания в стране с августа 2004 года сотни тысяч человек получили право на жительство и работу в Испании. Тем самым правительство надеялось перенаправить в казну миллионы евро, которые обращаются на рынке незаконной рабочей силы.