Генсек альянса Андерс Фог Расмуссен во вчерашнем интервью Интерфаксу решил расставить все точки над “i”. По его словам, российской стороне не стоит волноваться за свою безопасность: “НАТО никогда не нападет на Россию, и мы убеждены, что Россия рассматривает альянс в этом же свете”. Однако верить в это оптимистичное утверждение придется все же на слово. Кроме того, Россия ни в коем случае не сможет включиться в систему ЕвроПРО на равных правах с другими участниками процесса: “НАТО не может передавать странам, не входящим в альянс, обязанности по коллективной обороне, связывающие членов НАТО. А натовская территориальная система ПРО будет частью такого механизма коллективной обороны”, — подчеркнул Расмуссен.
Напомним, Россия, со своей стороны, предложила план, в соответствии с которым в договоре по ПРО должны быть прописаны места расположения ракет и РЛС, размещаемых НАТО, их тип и количество. Альянс до сих пор не дает внятного ответа и на наше предложение о секторальном подходе, подразумевающем разделение Европы на зоны ответственности — Россия при таком варианте отвечала бы за безопасность над своей территорией и территориями Польши, Литвы, Латвии и Эстонии…
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Леонид ИВАШОВ, генерал-полковник, президент Академии геополитических проблем: “То, что предлагает Россия, не интересно ни Европе, ни США. И у российской внешней политики, и у Минобороны нет логики. С одной стороны, мы признаем, что со стороны Северной Кореи или Ирана нет ракетных угроз Европе. С другой стороны, мы полагаем, что американская система угрожает России. И наконец мы предлагаем, вопреки этим выводам, строить совместную систему ПРО… По сравнению с НАТО и по сравнению с американским военным потенциалом Россия сегодня достаточно слаба. Поэтому просить каких-то юридических обязательств бессмысленно. В чем это может выражаться: тот же Расмуссен подпишет и пришлет нам письмо с гарантиями ненаправленности натовских ПРО против России? И что делать нам — довериться этой бумаге? Россия сама сейчас загоняет себя в угол, и не знает, как из него выбраться. Вот мы заявили Западу о том, что можем выйти из договора по СНВ-3. И что будет? Американцы ведь хорошо знают наш военный потенциал, они понимают, что мы не нарастим вооружение за короткие сроки.
— Что может предпринять Россия?
— Необходимо принимать геополитические решения. Чтобы противостоять американской и европейской военной мощи, нам нужно иметь союзников, и прежде всего не в военной сфере. Нужно экономическое, геополитическое пространство — строить его с Индией, Ираном, другими странами. Сотрудничать с Китаем, по той же ПРО — выстраивать собственные геополитические конструкции. В одиночку мы ничего не сделаем. И, во-вторых, необходимо постепенно восстанавливать военно-промышленный комплекс и армию.