— Многие мои знакомые до последнего времени находились в Ливии, в большинстве своем их эвакуировали в Россию самолетами МЧС, — рассказывает “МК” главный редактор сайта центра изучения современного Ближнего Востока (Санкт-Петербург) востоковед Гумер ИСАЕВ. — Когда начались ливийские события, я связался с друзьями и, слушая их рассказы, обнаружил много несоответствий с тем, что сообщают СМИ. Я спрашиваю: “Бомбят Триполи?” Мне отвечают: “Никто не бомбит. Стреляли где-то на окраинах, правда”. Спрашиваю: “Город берут?” — “Да нет, все тихо. Люди ездят по городу”.
Буквально вчера я разговаривал со своими знакомыми — говорят, что ситуация спокойная, открыты банки, государство делает компенсационные выплаты, кому-то деньги бросают на телефонные счета. Конечно, особо по стране не поездишь, это небезопасно: есть мародеры. А так нормальная работа восстанавливается, чистят и красят сгоревшие полицейские участки. Каддафи ведет переговоры с представителями мятежных кланов.
Исходя из имеющейся у меня информации, на данный момент ситуация в большинстве городов Ливии стабильная. Многие кадры, которые показывают по телевидению в ливийских сюжетах, устаревшие, они были сделаны на востоке страны, где происходили масштабные демонстрации и были настоящие столкновения. В целом же создается впечатление, что западные СМИ проводят информационную артподготовку к военному вмешательству на стороне восставших.
— Хорошо, пусть западные СМИ действуют по “соцзаказу”, а арабский канал “Аль-Джазира” чего в таком случае добивается?
— Тут есть внутрирегиональный аспект. Это катарская компания, а Катар — весьма влиятельное в регионе государство. “Аль-Джазира” сыграла немалую роль в тунисских и египетских событиях. Что касается Каддафи, то у него довольно непростые отношения с олигархами Персидского залива. Так что тут могут быть свои интриги.
— Как бы то ни было, у Каддафи есть мощная оппозиция, восставшая против него. Ее возникновение не спишешь на внешние силы. Чего она добивается?
— Восстание началось на востоке страны, в Киренаике. Исторически это не очень лояльный Триполи регион. Так что тут есть сепаратистский момент. Свою роль сыграли и события в соседних Египте и Тунисе. Определенные кланы решили воспользоваться ситуацией. В основном в рядах восставших — молодые ребята, не слишком осведомленные в политических сюжетах. По одной из версий, в Бенгази все началось с демонстрации в память о жертвах. Несколько лет назад в городе прошли беспорядки из-за карикатур на пророка, и полиция вынуждена была применить оружие, кто-то был убит... Вот в честь этих событий люди вышли на улицу, а дело переросло в масштабные столкновения. Далее случился эффект домино. Правда, многие обратили внимание на то, как организованно начались выступления оппозиции в разных городах. И когда, интересно, успели заготовить это море монархических трехцветных флагов?
Бенгазийцев не устроит помощь со стороны американцев. В Бенгази хорошо помнят, как Америка бомбила их в 1986 году. Они понимают, что внешние силы лишь воспользуются ими, но не будут с ними считаться в случае победы над Каддафи. Главные претензии бенгазийцев к режиму — справедливое перераспределение доходов от нефти. Кстати, именно благодаря этим доходам Каддафи создал в стране хорошее социальное обеспечение, беспроцентные кредиты. Ливия — это не Египет, где люди могли в месяц получать всего три доллара и где не было работы. Я сам бывал в Ливии и могу подтвердить, что при довольно высоких зарплатах там были низкие цены на продовольствие.
— Каддафи в беспорядках обвиняет “Аль-Каиду”. Насколько эта сеть может быть вовлечена в ливийские события в действительности?
— Речь идет о том, что может произойти в случае вмешательства извне. В Ираке при Саддаме экстремисты были загнаны в глубокое подполье. При американской “демократизации” в стране началась террористическая война, и наверх вылезла “Аль-Каида”. Не думаю, что нынешние события — это заговор “Аль-Каиды” против Ливии. Но воспользоваться ситуацией она может, создать какой-нибудь исламский эмират — запросто. Посмотрите, с какими плакатами выходят оппозиционеры: там портрет Каддафи изрисован шестиконечными звездами. Восставшие называют его марионеткой сионистов и Запада. И не окажутся ли те, кто выступает против Каддафи, для Запада большей проблемой, чем полковник?
Андрей Яшлавский
ЖЕНЩИНЫ ПОЛКОВНИКА
Известно, что окружение Муаммара Каддафи составляют по большей части женщины — из них состоит медперсонал и охрана. Предполагается, что ливийский лидер отказался от услуг охранников мужского пола после покушения одного из них. После этого Каддафи доверил свою безопасность женщинам. По слухам, все охранницы являются еще и девственницами, возможно, чтобы никто не смог опорочить нравственный облик полковника. Поступая на службу, они приносят клятву в случае необходимости отдать жизнь за полковника и сопровождают его круглосуточно. Будущих телохранительниц готовят в специальном училище, после чего те, кто успешно справился, становятся высококвалифицированными стрелками и мастерами боевых искусств. Но ничто женское суровым ливийским бодигардам не чуждо — они используют макияж, маникюр, носят украшения и даже туфли на шпильке. Кроме этого они не носят паранджу, что Каддафи считает олицетворением процесса эмансипации. В послужном списке нетривиальной охраны ливийского диктатора уже есть свои славные страницы. Например, в 1998 году, когда в Ливии группа исламских фундаменталистов напала на кортеж Каддафи, одна из охранявших его барышень ценой своей жизни спасла полковника, а семь других девушек были ранены.
Ренат Абдуллин