Зам по всем законам

Валерий Виноградов: “Принципиальных разногласий между законодательной и исполнительной властью в Москве нет, но разные точки зрения случаются довольно часто”

Валерий Виноградов: “Принципиальных разногласий между законодательной и исполнительной властью в Москве нет, но разные точки зрения случаются довольно часто”
С заместителя мэра Москвы Валерия Виноградова в правительстве Москвы спрос особый. Он — полномочный представитель мэра в Мосгордуме, а значит, превращение законопроектов, предложенных столичным правительством, в законы без него никак не обходится. В сфере своей работы Валерий Юрьевич отвечает и за книгоиздательские программы столицы, и за организацию переписи населения, и за многие другие касающиеся самых разных сторон московской жизни вопросы.

Разговор корреспондента “МК” с ним получился насыщенный и разносторонний.

— Валерий Юрьевич, прежде всего хотелось бы поговорить о вашей работе на посту полномочного представителя мэра в Мосгордуме. Какие из законопроектов, планируемых к рассмотрению в Думе в этом году, вы бы выделили в первую очередь?  

— Выбрать нелегко, незначительных среди них нет. Из социально значимых, улучшающих жизнь горожан я бы отметил ряд документов, касающихся социальных прав москвичей. Например, законопроекты “О государственной социальной помощи жителям”, “О поддержке ТСЖ, жилищных кооперативов и ЖСК в Москве”. Очень важен законопроект “Об обеспечении доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Москве”. Список можно продолжать. Планом на 2010 год предусмотрена разработка исполнительной властью города 38 столичных законов.  

— А почему среди законопроектов появляются “долгожители”, которые не могут принять по нескольку лет? Возьмем, например, так и не принятый до сих пор закон “О содержании домашних животных”. Его отсутствие оборачивается рядом проблем. Так, в Москве немало людей, которые держат у себя в квартирах десятки собак и кошек. Это создает огромные бытовые неудобства для соседей, а то и для городских служб. Что здесь можно сделать?  

— Это очень сложные с юридической точки зрения проблемы. Просто так запретить гражданам держать домашних животных в своих квартирах мы не можем — это было бы нарушением федеральных законов. Есть и такая, например, проблема: люди заводят собаку, потом выгоняют ее на улицу. И как призвать нерадивых хозяев к ответственности? Поэтому главное, что нужно ввести в городе, — регистрацию домашних животных. Но этот вопрос нужно решать комплексно.  

Есть идея чипировать всех домашних питомцев (прикреплять микрочипы). Это помогло бы и потерянную собаку найти, вернуть хозяевам, или — с другой стороны — установить, кому принадлежит выброшенное на улицу животное. Но обязать владельцев проводить такую регистрацию город не вправе. Значит, нужно искать другие пути — рекомендовать ставить микрочипы на добровольной основе. В этом должны быть заинтересованы сами владельцы — ведь это поможет при потере животного. По сути нужно провести перепись домашних животных. И все это требует согласований с юридическими службами, многочисленными экспертами из самых разных областей.  

— Подобной комплексной работы наверняка требуют и другие законопроекты.  

— Разумеется. Никакой “штурмовщины” нет. И всегда на первом месте должны стоять права горожан. Это хорошо видно на законопроекте о поддержке ТСЖ, который мы сейчас готовим. Мы должны избежать перегибов в организации ТСЖ и показать преимущества товариществ собственников жилья, чтобы москвичи активнее их создавали! Нужно продумывать дополнительные меры поддержки товариществ — это могут быть и льготы, и вопросы использования нежилых помещений, имущества ТСЖ, земельного участка. Нужно обязательно делать межевание, чтобы какому-то товариществу не взбрело в голову вместо детской площадки во дворе магазин или палатку поставить. Над этими вопросами сейчас специалисты работают — чтобы баланс интересов города и интересов собственников жилья был однозначно закреплен в законе и четко соблюдался.  

— И часто вам приходится быть тем человеком, который примиряет разные противоборствующие стороны в законодательных спорах?  

— Каких-то принципиальных разногласий между законодательной и исполнительной властью в Москве нет, но разные точки зрения случаются довольно часто — и это нормально. Если мне не удается разрешить возникшие противоречия, это делает Юрий Михайлович Лужков. У наших депутатов всегда есть прямой контакт с мэром. Каждый вторник утром руководитель Мосгордумы встречается с мэром и обсуждает с ним городские проблемы. Каждый четверг мэр принимает депутатов, они выступают с достаточно серьезными предложениями. Например, недавно депутат Виктор Кругляков обсудил установление с 2011 года новых стандартов образования. Председатель МГД Владимир Платонов обратился с предложениями по улучшению тестирования для определения сахарного диабета. А депутат от КПРФ Николай Губенко приходил с конкретной проблемой одного из столичных ветеранов. И мэр с большим вниманием относится ко всем обращениям депутатов и сразу же дает по ним поручения.  

— Между ветвями городской власти споров, может, и нет. Но вот с рядом общественных организаций или иных федеральных структур у столичной администрации порой случаются несовпадения в точках зрения. Взять, к примеру, нашумевшую ситуацию с поселком “Речник”. Межведомственная рабочая группа, которая будет решать эту проблему, уже начала работу. Каких результатов следует ждать?

— Комиссия только начала работу. Мне импонирует конструктивный дух в работе этой комиссии. Члены рабочей группы слышат друг друга, нет такой позиции: “только моя точка зрения единственно правильная”. Рабочая группа собирается каждую пятницу и работать будет как минимум два ближайших месяца. О принимаемых решениях мы будем информировать.  

— А пока вопрос о “Речнике” — тема необсуждаемая…  

— Нет, почему же. Можно сказать, что на рабочей группе мы не собираемся обсуждать принятые судебные решения. Судебная власть у нас независима, и это вне компетенции любых комиссий, какими бы высокопоставленными они ни были.  

Хочу сказать, в чем я вижу некоторую опасность. В истории с “Речником” определенные силы желают обвинить во всем столицу. Почему город столько лет молчал, видя, что происходит. Никак не реагировал — и вдруг, в самый разгар зимы, подогнал эшелоны техники, выгнал людей на мороз…  

Я считаю, что это необъективно и не соответствует действительности. Московские власти на протяжении многих лет говорили, что на этой территории недопустимо появление каких-либо строений, кроме коллективного сада, который был выделен еще в старые времена без права строительства на его территории любых объектов; что любое строительство там, где находится гидротехническое сооружение, — недопустимо. Власти много раз пытались убирать эти строения, но не получалось в силу разных причин. Несколько лет власти Москвы занимаются этим вопросом последовательно. А тут говорят, что встречи с “речниками” не было, обращений не было.
 Редко можно встретить объективный подход, как, например, в передаче “Человек и закон” у Алексея Пиманова, где проблема “Речника” подавалась непредвзято. 

И, конечно же, мы должны четко отделять тех “речников”, которые выросли там, обрабатывали землю, собирали урожай, может быть, поставили сарай, чтобы инвентарь положить и спрятаться от дождя, от тех, кто построил в 1990-е огромные коттеджи с выходом на воду. Мы будем настаивать, чтобы по каждому из коренных обитателей “Речника” были приняты индивидуальные решения. Нужно выработать подходы к оценке того, кто действительно имеет отношение к участию в коллективном садоводстве в 50—60-е гг. Здесь речь идет не о правопреемстве, наследственное право в этом случае не может действовать, здесь скорее может идти речь о компенсации первичным членам садоводческого товарищества “Речник” как о желании органов власти помочь им.  

— Еще одна спорная тема, широко обсуждаемая в последние месяцы, — плакаты со Сталиным в оформлении города ко Дню Победы…  

— Опять желаемое выдается за действительное. Никогда никто не говорил, что Москва будет повсюду вывешивать плакаты со Сталиным. Было только один раз сказано, что в традиционных местах встреч ветеранов в оформлении будут присутствовать плакаты с портретами маршалов Победы, полководцев. В том числе и Верховного главнокомандующего.  

— Даже военных плакатов со Сталиным не будет?  

— Не будет. Но разве правильно вычеркивать личность Сталина из истории? Я видел, уже сделали карикатуры на тему этой шумихи, где изображена известная тройка — Рузвельт, Черчилль, Сталин. Только вместо фото Сталина контур обведен. Не надо переписывать историю. Войну выиграл советский народ со своими рядовыми, офицерами, маршалами, генералами, адмиралами. А Сталин был руководителем страны, это факт. Эту позицию просто передергивают, делаются провокационные заявления, будто бы огромные портреты Сталина будут вывешены на фасаде Большого театра. Только в кошмарном сне такое может кому-то присниться.  

— Валерий Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о программе поддержки книгоиздательской деятельности в Москве.  

— Здесь нам есть чем гордиться. Нам удалось главное — создать целую серьезную библиотеку изданий в дополнение к тому, что было написано о Москве нашими предшественниками. Мы начали это делать централизованно и целенаправленно. Поддерживаем и тех авторов, которые сами бы никогда не нашли средств на издание своих произведений. И эти книги нужны москвичам, нужны нашему подрастающему поколению. А главными пользователями издательской программы являются социальные учреждения: все городские, школьные библиотеки. В последнее время мы активно сотрудничаем с издательским советом Русской православной церкви. На всех выставках, которые проходят в России или за рубежом, московский стенд — один из лучших в качественном исполнении. Второй год издаем Московскую энциклопедию…  

— А вы бы лично какие книги хотели видеть изданными в рамках программы?  

— Я хотел бы, чтобы в ближайшее время мы издали книгу, рассказывающую обо всех почетных гражданах Москвы. Причем книгу, написанную доступным языком. Чтобы каждый — и ребенок, и взрослый — мог ее прочитать.  

— Во всем мире, едва государство начинает оказывать поддержку в издании книг, появляются конъюнктурщики. Вам приходилось сталкиваться с рукописями тенденциозными — которые, например, “научно обосновывают”, что Москва — это Третий Рим или даже центр Вселенной? Как поступаете с этими авторами?  

— Конечно, встречаются такие проекты. Но у нас четко отработана система: есть экспертный совет, есть издательский совет, который я возглавляю. Перед тем как любое издание представить на книгоиздательский совет, экспертный совет читает произведения и дает по ним заключение. Иногда говорят: слушайте, идея этой книги замечательная, но выполнена она небрежно. С историческими ошибками, написана так, что ее читать не будут. И тогда издание отправляют на доработку. На совете докладывают о тех произведениях, которые предлагается поддержать, и о тех, которые по какой-то причине предлагают отклонить или доработать. Кстати, об этой программе можно узнать более подробно на сайте Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации правительства Москвы — www.mosinform.ru — в разделе “Программы”.  

— Мы коснулись прошлого, настоящего, давайте немного поговорим о будущем. А именно: о проводимой в октябре этого года переписи населения, подготовкой к которой ведаете тоже вы. В этом процессе наверняка нужно учесть ошибки прошлой переписи, исправить их...  

— Честно говоря, каких-то ошибок, которые надо исправлять, я не вижу. Все будет примерно так же, как и во время прошлой переписи 2002 года. Кстати, а вам известно, что на время переписи Росстатом издан приказ “Об эмблеме и слогане Всероссийской переписи населения 2010 года”? Так, слоган переписи 2010 года — “России важен каждый”, а во время переписи 2002 года был утвержден слоган “Впиши себя в историю России”. Мы готовы к тому, что, как и в прошлый раз, далеко не все москвичи захотят, чтобы к ним домой приходили переписчики. Многие жители столицы сами приходили на переписные участки.  

Сейчас у нас все идет в плановом режиме, есть очень подробный план организации переписи, и, конечно же, мы знаем, какое количество работников нам нужно.  

— И сколько же?  

— Более 45 тысяч переписчиков, инструкторов, которые будут работать. Процентов на 80 это будут студенты. Корректируются их учебные планы, чтобы перепись никак не сказалась на их учебных планах. Естественно, они будут получать вознаграждение за эту работу. Мы решаем вопрос безопасности и тех, кто будет ходить по квартирам, и охраны помещений, куда будут люди сами приходить на перепись. Очень важна информационно-пропагандистская работа с населением: с рассказом о целях переписи, с призывом принять участие в ней. Мы сделаем все возможное, чтобы москвичи стали союзниками в этой важной для всех акции.  

— Недавно правительство Москвы объявило конкурс на проект произведения монументально-декоративного искусства в память о разрушенном в Кутаиси мемориале Славы. Такая инициатива заслуживает и внимания, и поддержки москвичей. Расскажите об этом подробнее.  

— Его планируется установить на Поклонной горе в Москве — на Аллее Памяти. Уже есть и название: “В борьбе против фашизма мы были вместе”. Прием заявок на участие в конкурсе продлится до 25 мая, вся информация есть на сайте Москомархитектуры. Инвестором-заказчиком монумента выступает созданный в Москве Фонд содействия сохранению и восстановлению памятников героям Великой Отечественной войны “Историческое наследие”. Он занимается сбором средств, поскольку памятник будет сооружен исключительно за счет благотворительных взносов и добровольных пожертвований.  

Мы надеемся, что в работе по созданию памятника примут участие молодые архитекторы, проектировщики, которых всегда охотно поддерживает правительство Москвы. В этом проекте найдется работа и представителям различных СМИ, которые будут активно информировать о ходе проекта.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру