И Конституционный суд в Питер переехал-таки, и уникальная Президентская библиотека открылась, и никаких ЧП с транспортным и прочим обеспечением президента и премьера не было. Теперь Кожин говорит, что:
— 9 мая 2010 года впервые в нашей истории военный парад пройдет по всей стране;
— парламентский центр возведут недалеко от Кремля;
— Красную площадь отремонтируют за год;
— бывшие депутаты казенных квартир не получат;
— для российских паломников УДП построит дом на месте крещения Христа.
— Владимир Игоревич, чем запомнился прошедший год?
— Реализацией крупных проектов в Санкт-Петербурге. Восстановлен мировой шедевр — комплекс зданий Сената—Синода. Состоялось серьезное политическое событие — переезд Конституционного суда из Москвы в Петербург. Открылась Президентская библиотека (цифровая, XXI века, в Европе похожей даже нет!). Завершена огромная многолетняя работа. Приложены большие усилия, потрачены большие деньги. И вот теперь мы имеем достойный результат — прекрасный подарок стране. Плюс стало понятно, что будет в Сочи. Мы стали свидетелями, как там начинают возводиться грандиозные сооружения.
— Неужели из-за кризиса совсем не пришлось ужиматься?
— Пришлось, конечно. Проблемы были, сокращения произошли достаточно серьезные. Но какой-то катастрофы не случилось. Мы договорились с Минфином, что там, где работы зашли слишком далеко, останавливать ничего не будем, поскольку это себе дороже. А то, что было в стадии проектов, временно приостановили либо передвинули сроки на 2010—2011 годы.
— На первых лицах экономили?
— Это просто невозможно. Не можем же мы отменить визит главы государства, потому что нет самолета или его нечем заправить? Так что транспортное обеспечение руководства страны было на должном уровне. Мы обновляли парк лайнеров. Причем работали с отечественной авиапромышленностью. Как раз УДП было первым крупнейшим заказчиком Казанского и Воронежского заводов, которые находились в очень сложном положении. И это их поддержало. В этом году начали получать от них самолеты специальной серии — трансляторы из семейства “ТУ-214”. А вообще, нам серьезно нужно обновлять парк. У нас ведь летают самолеты, которым по 20, 30 и даже 40 лет. Слава богу, процесс пошел. В следующем году (в начале и в конце) получим крайне необходимые нам среднемагистральные самолеты, которые будут обеспечивать полеты президента и премьера. Их будет два.
— Как они будут оформлены?
— Ничего особенного там не будет, никаких изысков. Никакой отделки золотом или бриллиантами и прочей роскоши. Там будет зона для президента и зона для сопровождающих. Все будет функционально и максимально удобно. Ведь иногда бывает, за одну поездку самолет пролетает полмира, а то и больше. Потому у президента и премьера должна быть возможность элементарно отдохнуть на борту.
— Может, там будут душевые кабины, массажеры-тренажеры?
— Нет, ничего подобного не предусмотрено.
— А что касается “железных коней”... Верно, что вы закупаете теперь в основном иномарки, и главным образом “БМВ”?
— Мы работаем только с компаниями, которые производят машины в России. Закупаем в основном две марки — “БМВ” и “Форд”. Первые делают на заводе в Калининграде, вторые — во Всеволожске. Так что это российские автомобили. Эти две компании предоставляют нам достаточно большие скидки, сервис. Кстати, несмотря на то что у нас отличное техническое обслуживание, машины приходится часто менять. Они ведь работают каждый день, и в снег, и в дождь, от 8 до 20 часов в сутки. И “набегают” по 400 тысяч километров за несколько лет. Но мы их потом не в утиль сдаем, а на аукционе продаем.
— Непосредственно президента и премьера на этих машинах возят?
— Нет, им по-прежнему полагаются “Мерседесы”, которые обслуживает Федеральная служба охраны.
— УДП объявило очередной тендер на покупку машин. Среди них будут бронированные, с особыми средствами защиты?
— Нет, таких нет и не будет в Управделами. В ФСО они есть, а у нас обычные машины.
— Один из депутатов Государственной думы еще в разгар кризиса внес законопроект, в котором предлагается сохранять за бывшими парламентариями и членами их семей все льготы. Это и лечение в спецполиклиниках, и квартиры. А вы как к этому относитесь?
— Делать этого нельзя, да и никто, думаю, не будет. Потому что есть закон и есть мораль. Когда ты становишься депутатом Госдумы, государство должно тебя обеспечить. Но когда ты перестаешь им быть — забудь о привилегиях. То предложение, которое было озвучено, помимо всего прочего потребует колоссальных денег и колоссальной инфраструктуры. На всех бывших депутатов никакого бюджета не хватит.
— Вы возглавили оргкомитет, который займется подготовкой праздничных мероприятий к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Чем удивите россиян, и особенно ветеранов?
— Сразу скажу, что этот юбилей будет как в песне — со слезами на глазах. Потому что уходят фронтовики... Участников и инвалидов Великой Отечественной (тех, кто непосредственно принимал участие в боевых действиях) на 1 октября 2009-го осталось несколько сотен тысяч человек. Никто не может сказать, сколько их будет к 9 мая. Но всех, кто по состоянию здоровья сможет принять участие в параде, мы пригласим. Чтобы они еще раз почувствовали, что страна помнит и никогда не забудет их подвиг. Разрабатывая концепцию праздника, мы исходили из того, чтобы еще раз отметить Победу всем миром. Масштаб этого мероприятия будет беспрецедентным.
— Много споров было по поводу того, во сколько начнется парад. Все-таки в 10.00?
— Да, причем по всей стране одновременно. Нас очень смущал вопрос часовых поясов. Ведь в то время, когда в Москве 10 утра, во Владивостоке 5 вечера. Президент предложил спросить у самих ветеранов — как быть? Нас удивила и порадовала их принципиальная позиция. Они сказали, что хотят быть все вместе. То есть парад начнется одновременно.
— Верно, что решено официально никого из глав зарубежных стран не приглашать?
— Да. Если на 60 лет Победы Президент РФ рассылал официальные приглашения главам государств, то теперь этого действительно решено не делать. Руководство каждой страны решает самостоятельно — ехать или нет. Но уже сейчас понятно, что главы большинства стран приедут в Москву. Их список будет окончательно сформирован уже к февралю. Мы ожидаем большое количество иностранных гостей. Примут участие в параде и воинские формирования представителей многих стран антигитлеровской коалиции. Но в каком виде все это будет, пока неизвестно.
— Красная площадь и так в не очень хорошем состоянии, что будет с ней после такого грандиозного парада? Ведь пройдет столько тяжелой техники...
— Мы думали об этом. Когда все состоится, мы совместно с Минобороны готовим предложение приступить к реставрации Красной площади. Возможно, к лету работы уже начнутся. Но пока нет ни проекта, ни финансирования. Чтоб ее сделать, потребуется около года. Там большой комплекс работ, и надо сделать все настолько капитально, чтобы не возвращаться к этому много лет. Главная задача реставраторов, чтобы Красная площадь не утратила свой внешний вид.
— Надеюсь, Мавзолей не тронут?
— Никто не обсуждает и не собирается обсуждать закрытие Мавзолея, переноса тела Ленина, могил у Кремлевской стены.
— К 9 мая будут ли возведены новые мемориалы в честь павших в войне бойцов?
— Сейчас надо не новое возводить, а старое приводить в порядок. Многие воинские захоронения в запустении находились десятилетия. Когда я был в последний раз на строительстве государственной резиденции в Калининграде, увидел недалеко большую братскую могилу. Сходил туда, посмотрел на состояние и пришел в ужас. Печальное зрелище — все развалилось, имена и фамилии обсыпались. Управделами приняло решение взять на себя работу по восстановлению этой могилы.
— А как быть с теми захоронениями, которые вам на глаза не попадались?
— Это задача региональных властей их восстановить. Нельзя, не нужно и невозможно все делать из центра. Для этого и существуют губернаторы. Я надеюсь, что их подталкивать не надо будет и они сами восстановят братские могилы. Что касается Москвы, тут все усилия сосредоточены на реставрации мемориального комплекса в Александровском саду. Здесь же установят и памятный знак в честь городов воинской славы.
— Владимир Игоревич, вы напомнили про государственную резиденцию. Она уже полностью готова?
— Работы идут полным ходом, и, надеюсь, все завершим к 2010 году. Там большой комплекс, и нам пришлось все начинать практически с нуля. В первую очередь будет восстановлена дача Бисмарка под Калининградом, от которой практически ничего не осталось. Она будет использоваться для проведения различных совещаний. Кроме того, построим там гостиницу для проживания, соответствующую инфраструктуру. Подчеркиваю, что это будет не резиденция президента, а именно государственная. Цель ее создания — разгрузить Москву. Чтобы встречи и совещания на всех уровнях там проводились.
— Так сказать, двигаете Россию поближе к Евросоюзу?
— Не только. И на Дальний Восток. Много было разговоров, дескать, он брошен центром, стал захолустьем. Саммит АТЭС-2012 все изменит. Владивосток полностью преобразится, возникнет новый инвестиционный центр на острове Русский. А еще там появится океанариум. Современнейший, каких в мире еще нет. Он разместится на 40 тысячах кв. метров и там будут все виды морских животных и растений, которые только существуют на планете Земля. С точки зрения науки, это уникальный проект, и делаем мы его вместе с дальневосточным отделением РАМН. Там будут такие технологии применяться, каких мы себе представить пока не можем. К примеру, телевидение формата 5D! Подобные масштабные проекты, как локомотивы, начинают вытягивать весь регион. Вот и Олимпиада в Сочи вытянет практически все Черноморское побережье. Мы получим современнейший курорт для всей страны, где люди будут отдыхать и летом, и зимой.
— Кто разместится в особняке Половцева на Каменном острове?
— Все работы мы практически закончили. Дальше будем решать. Дело в том, что там рядом (забор к забору) завершается реставрация нескольких особняков — так называемый объект К-4. Это будут исторические гостевые домики, где будут останавливаться гости любого уровня, прибывающие в Санкт-Петербург. Они смогут там и переночевать, и поработать. Так вот, возможно, имеет смысл рассматривать К-4 и особняк Половцева как единый комплекс.
— Давайте перенесемся в Первопрестольную. Идея строительства парламентского центра умерла?
— Ничего подобного. Он будет. Думаю, что в следующем году реально начнем его реализовывать. Парламентский центр нам просто необходим. Это важное и политическое, и экономическое решение. Сегодня ведь больше 20 адресов, где находятся различные структуры Федерального собрания. В итоге на системы их обеспечения (транспорт, эксплуатацию и т.д.) тратятся огромные деньги. Если же будет один комплекс, будет реальная экономия. Мы уже и место подобрали — красивое, достойное.
— Недалеко от Кремля?
— Да. Пешком можно дойти. Но точный адрес назову вам в первом квартале следующего года. Кстати, построим мы его достаточно быстро — за 1,5—2 года. А те здания, которые сегодня используются, предполагается продать. Как только депутаты со своими портфелями уедут, мы выставим помещения на аукцион.
— Ремонт 14-го корпуса Кремля продолжите?
— Точнее сказать, начнем, поскольку все работы, которые пока велись, были скорее подготовительными. Серьезная же реконструкция начнется в 2010 году. Деньги на это уже выделили, так что переноса дат не будет.
— УДП сейчас взялось восстановить церковь Святого Григория в Аквиле...
— Государство выделило для этого необходимые средства. Мы взяли на себя обязательства не только церковь, но и дворец “Ардингелли” восстановить. Подпишем соглашение с правительством Италии и приступим. Вообще у нас много планов по содействию православной церкви. Так, совсем недавно Московской патриархии передан в безвозмездное пользование паломнический комплекс в Бари. Строится странноприимный дом на реке Иордан в Иордании, на месте крещения Христа. Это будет уникальный, красивый архитектурный комплекс, где смогут останавливаться наши паломники. Палестинская администрация подарила России участок земли в Иерихоне. Мы там построим культурный центр.
— Наша страна владеет более чем 1000 объектами недвижимости за границей. Много ли среди них нуждающихся в немедленном и серьезном ремонте?
— Несколько лет назад мы провели инвентаризацию, чтобы понять, чем владеем и в каком все это состоянии. И действительно очень много объектов нуждается в ремонте или даже реконструкции. Ведь много лет на все это не выделялись деньги. К тому же есть страны, где климат очень неблагоприятный, такие как Вьетнам, страны Африки. Там, если вовремя не ремонтируешь, процесс разрушения идет очень быстро. Но сегодня работы во всех уголках мира идут, не останавливаясь ни на день. Процесс постоянный, где-то заканчивается ремонт, а где-то начинается.
— Интересно, а что у нас во Вьетнаме?
— Во Вьетнаме у нас большой бывший технический центр. Там 11 тысяч кв. м. Сейчас мы вместе с вьетнамскими коллегами изучаем варианты его переформатирования.
— УДП активно занимается возвращением федерального имущества в госсобственность. Что в этом плане удалось сделать в 2009 году?
— Мы начали этим заниматься 10 лет назад. Там, где считаем, что по разным причинам отчуждение произошло незаконно, возвращаем имущество государству. Так в свое время было с оздоровительным комплексом “Дагомыс”, санаторием “Русь”. Сегодня идут судебные разбирательства по мелким делам — возвращаем небольшие земельные участки. Проверяем кадастр и выясняем, что гектар или два потихонечку куда-то уплыли в перестроечные времена.
— Удалось поставить точку в истории с немецким бизнесменом Зедельмайером, который требует с России долг в 4,9 млн. евро?
— Надеюсь, что в следующем году мы окончательно разберемся с этим скандалистом. Он выдает себя за белого и пушистого, а на самом деле все с точностью до наоборот. И бизнес его тогда в Ленинграде не был законным. Если вещи называть своими именами, он занимался торговлей оружием. Недавно вынесены решения судов уже по нашим претензиям к нему. По сокрытию доходов, по налоговой части. И все в нашу пользу. К сожалению, то решение, которое послужило основанием для всех его действий (вердикт Стокгольмского арбитража), базировалось на очень простой вещи. Я об этом никогда не говорил, но сейчас скажу: это произошло в конце 90-х годов, когда у нас внутри страны-то власть была слабая, шаткая. А уж умение защищать свои интересы за рубежом, и тем более в таком учреждении, как Высший международный арбитражный суд, и подавно не было. Подготовка участия в этом арбитраже была беззубая, слабая, бездарная. Если бы это было сегодня, то на 200% решение было бы в пользу России. А тогда еще и отношение к России было не очень хорошее: все хотели укусить нас, и побольней. Вот и возникло это решение, и на его основании Зедельмайер стал строить всю свою политику. Но она ни к чему не привела и не приведет. Ничего он не получит!
СПРАВКА "МК"
Владимир Кожин родился 28 февраля 1959 года в городе Троицке Челябинской области. Должность управляющего делами Президента РФ занимает с января 2000 года. В его руках сосредоточено все хозяйственное обеспечение высших органов власти. Он отвечает за все, включая то, на каком стуле сидит президент, и заканчивая самолетом, на котором тот летает.