Если внимательно вчитаться в это послание, вывод можно сделать один: Рамзан Ахматович не готов примириться с Юнус-Беком Евкуровым. Менторский, а порой и хамский тон Кадырова в адрес боевого генерала Евкурова, честно сказать, обескураживает…
«Я крайне удивлен заявлениями представителей руководства Ингушетии и лично Юнус-Бека Евкурова. Создается впечатление, что Президент Республики Ингушетия накануне Съезда ингушского народа поставил перед собой цель любыми средствами и путями спровоцировать какой-либо конфликт», - говорит Рамзан Кадыров, который после случившегося собрал совещание.
Далее пресс-служба поясняет: «В ходе совещания стало известно, что оперативным путем была получена информация о том, что в квадрате Аршты с большой долей вероятности могут находиться Доку Умаров и террористы из его ближайшего окружения. С учетом личности Умарова и исходящей от него всему российскому обществу угрозы, было принято решение провести спецоперацию по блокированию и задержанию, а в случае оказания вооруженного сопротивления, нейтрализации Умарова и его банды.
Однако представители правоохранительных органов Ингушетии предприняли попытку спровоцировать конфликт. Было заявлено, что они не позволят проводить операцию. Получив такое сообщение, на место выехали депутат Госдумы РФ Адам Делимханов, являющийся в течение нескольких лет ответственным за проведение спецопераций на данном направлении, а также первый замминистра МВД по ЧР Апти Алаудинов… Прибыв к месту проведения операции, А. Делимханов и А. Алаудинов убедились в том, что находящиеся здесь представители правоохранительных органов и Совбеза Ингушетии имеют перед собой четкую задачу вызвать конфликт. Взвешенные и решительные действия А. Делимханова и А. Алаудинова не позволили событиям развиться по заранее спланированному представителями руководства РИ сценарию. После того, как сотрудники Совбеза Ингушетии принесли свои извинения за неправомочные действия, А. Делимханов и А. Алаудинов отменили проведения операции и вернулись в Ачхой-Мартан».
В итоге чеченская сторона винит ингушских правоохранителей в срыве спецоперации по нейтрализации Доку Умарова. А кроме того сообщает, что ни к одному из сотрудников правоохранительных органов РИ не была применена сила, никого не избили…
После чего следует россыпь цитат Рамзана Кадырова, которую можно назвать «Вспомнить все». Самые яркие высказывания главы Чеченской республики мы приводим без купюр.
«Я считаю необходимым напомнить, что банды самых опасных и отъявленных террористов много лет назад свили себе гнездо в селе Аршты и в других населенных пунктах, расположенных рядом. Они чувствовали себя здесь в абсолютной безопасности. Если Евкуров сейчас ведет речи о территориях и заявляет, что не позволит проводить операции, спрашивается: почему же он сам не занимается обезвреживанием бандитов в этом секторе, почему он позволил террористам обосноваться в Аршты и других населенных пунктах?»
«Когда Юнус-Бек Евкуров получил тяжелые травмы и находился в больнице, в республике подняли голову близкие ему люди. Они надеялись, что он не вернется к власти, заранее делили кресла. Именно мы их успокоили, напомнив, что президентом, пока он жив, является Евкуров».
«Евкурову следует напомнить - мы живем в единой стране, где функции обеспечения безопасности на всей ее территории возложены на федеральные правоохранительные органы и спецслужбы. Между Чечней и Ингушетией нет стены, как между Америкой и Мексикой или Израилем и сектором Газа. Спецоперации проводятся и будут проводиться НАКом на любой территории и в любом регионе, если в этом появится необходимость. А разговоры о том, что кто-то позволит или не позволит их проведение, никто не будет слушать. А чтобы подобные операции не проводились, нужно навести и поддерживать у себя порядок, а не ходить по домам уничтоженных террористов и выражать соболезнования».
«В Чечне бандформирования давно уничтожены, однако боевики проходят подготовку в Ингушетии и пытаются совершать тяжкие преступления за пределами РИ. Если Евкурову не известно или он забыл, то хочу напомнить, что за этот период под руководством А. Делимханова сотрудниками полиции и спецслужб в данном секторе уничтожены 160 боевиков, более ста участников НВФ и их пособников задержаны. Во время операций в лесном массиве вокруг Аршты погибли 42 сотрудника МВД по ЧР, 68 человек получили ранения».
«Задержанный при проведении спецоперации один из самых отъявленных главарей террористов Рустам Махаури заявил, что в течение 10 лет в Аршты и в близлежащем лесу его банду не трогал никто. После этих слов трудно ставить под сомнение информацию о том, что в руководстве Ингушетии есть люди, которые не только не мешают боевикам, но, возможно, и платят им дань».
«Также следует напомнить Евкурову, что мы в свое время неоднократно предлагали координировать действия по борьбе с бандформированиями. Более того, мы покупали форму и спецсредства для сотрудников МВД Ингушетии».
«Более чем странными выглядят слова Евкурова о том, что нужно дать отпор чеченским силовикам. Нет в природе чеченских силовиков. Это подразделения федеральных сил. А отпор нужно было давать бандитам, а не сотрудникам полиции. Если он считает, что действия данного подразделения были незаконными, то я заявляю: все действия Кадырова являются правильными и основаны на законах Российской Федерации. Адам Делимханов, о котором он говорит, почти месяц безвыездно находился в лесном массиве в районе Аршты, непосредственно участвуя в операциях. Я неоднократно выезжал в Аршты и другие населенными пункты и лично координировал действиями участников операции. Если бы мы в свое время не уничтожили логово террористов, то сегодня они погрузили бы Ингушетию в хаос и беззаконие. Нужно было Евкурову благодарить нас за ликвидацию бандитов, а не выражать свое недовольство».
«Мы находимся на расстоянии получаса езды от Магаса. Если Евкуров считает, что мы что-то делаем неправильно, он может приехать или, позвонив, попросить меня о встрече. Любая ситуация может быть урегулирована и понята, если ее изучить и обсудить. Однако Евкурову, как я уже сказал, нужен конфликт. Ему нужно создать в лице чеченского народа и его руководства образ врага, а самому выступить в качестве спасителя ингушского народа. Это тщетные попытки. Для ингушского народа никогда не исходила, и впредь никогда не будет исходить угроза со стороны чеченского народа. Мы являемся единым вайнахским народом, у которого, как я ранее подчеркивал, один язык, одна вера, одна судьба и одна история. Евкуровы приходят и уходят, а жизнь народа, как заметил один известный писатель, «бессмертна, чтобы ни было бы с ним».
«Евкуров грозится выставить блок-посты, укрепить их бронетехникой. Разве ему недостаточно тех блок-постов, которые существуют между Ингушетией и Северной Осетией, через которые ему приходится проезжать, когда он едет домой? Я ездил на тезет Евкурова в Северную Осетию. Со мной на 20 машинах были известные в Чечне люди, представители духовенства. И мы, естественно, проехали через пост на границе Ингушетии и Северной Осетии. У нас-то проблем не было, а вот как он себя чувствует, будучи вынужденным предъявлять документы на пути к родному дому, не совсем понятно…»
«В последнее время Евкуров любит много говорить про какие-то территориальные споры. У нас никогда не было и нет территориальных претензий к Ингушетии. Мы знаем, где проходит линия размежевания. Это знает и Евкуров. Учитывая, что между нами существуют вековые узы братства и единства, во время встречи в Москве, в Администрации Президента России, мы договорились с Евкуровым, что не будем поднимать вопрос границы до полной стабилизации обстановки. Более того, мы приняли решение, что никогда не будем предпринимать действия, которые могли бы негативно сказаться на наших взаимоотношениях. Однако Евкуров, воспользовавшись тем, что мы поверили в искренность его слов, предпринял попытку включить в состав Ингушетии территории, которые никогда в Ингушетию не входили. Я еще раз напоминаю, что мы ценим добрососедство, не претендуем на чужое. Но у земли, через которую Евкуров пытается провести границы, есть хозяин. И это чеченский народ».
«Жители Ингушетии, приезжающие к нам в гости или проезжающие через Чечню, должны чувствовать себя более чем комфортно. Оказывайте им любую помощь и поддержку. Также нужно оказывать содействие тем, кто желает учиться в наших вузах, работать в Чечне. Любые недоразумения уйдут в прошлое, а народы должны быть едины… Я буду строго спрашивать, если узнаю, что проведено хотя бы одно значимое мероприятие без приглашения наших братьев из Ингушетии. И все это должно происходить без лишней формальности. Пусть ингуши едут к нам, как к себе домой. Это наши братья, независимо от того, нравится это кому-либо или нет».
О чем же говорит последняя цитата? На первый взгляд, Кадыров призывает исключительно к добрососедству и гостеприимству. Однако, зная о политических амбициях Рамзана Ахматовича, напрашивается другой вывод: не хочет ли он стать главой и Чечни, и Ингушетии?..