Первенец — похожий на гигантскую руку робот для плазменной резки и наплавки, за ним последовали «сварщики», «сборщики» и прочие «бездушные» рабочие. Даже программное обеспечение — отечественное. «За последние 25 лет это первые роботы, - рассказывает директор Государственного инжинирингового центра при «Станкине» Александр Андреев. - В СССР практически каждое министерство имело при себе роботопроизводство. Длительное затишье в разработках возникло из-за того, что мы совсем не обучали специалистов. Поскольку высокотехнологичных производств в стране мало, то и потребности не было».
Но наши предприятия постепенно начинают понимать, что робот выгоднее человека. Производительность труда повышается в два и более раза. «А человек выпил - рука дрогнула», - добавляет Андреев. Нынешние роботы-рабочие могут работать ювелирно: гостям показали изготовленные ими титановые цветы и фигурки животных. «Точность великолепная», - оценил премьер.
Пока что отечественный рынок робототехники — всего двести устройств в год. И производиться они могут только на Волжском машиностроительном заводе. Но это начало, ведь специалистов для революции в робототехнике начали наконец готовить. В учебной комнате центра — уменьшенная раз в пять модель робота, которого студенты программируют с «айпадов». Что интересно, преобладают девушки.
Профессия робототехника становится все более востребованной, доволен завкафедрой робототехники Юрий Подураев: «В частности, наступает век домашних роботов — от пылесосов до слуг для престарелых людей и инвалидов». Учёный продемонстрировал новую универсальную разработку «Станкина» - мини-робота, чье «тело» смахивает на небольшой чемодан. Он может «превращаться» как в пылесос, так и в пожарного и «разведчика» в труднодоступных для людей местах. Неслучайно «чемоданообразные» роботы уже встали на боевое дежурство в МЧС.
Теперь дело за Вооруженными силами. «Разработки производят впечатление, но надо начать поставлять высокотехнологичную технику в ВС, - сказал Медведев, «познакомившись» с роботами. - Ведь оборудование на оборонных предприятиях «живет» уже более 20 лет. А закупаемое оборудование — на 90% импортное».
В 2015-2017 годах ОПК купит станков на 100 млрд. рублей в год. И для нужды обороны нужно приобретать именно отечественное оборудование, настаивает премьер. Задел для технологического прорыва, по его оценке, есть.
Дело тут не только в выгоде для производителей, но и в безопасности. Того же робота-сварщика без санкции иностранцев даже включить нельзя. К томе же, зарубежные техники могут подсмотреть наши военные технологии во время сервисного обслуживания оборудования. Так что «роботы Медведева» все же станут на защиту страны.