Ополченцы считают, что нападение на блок-посты, совершенные накануне, были ни чем иным, как отвлекающим маневром. В это время в город могли проникнуть несколько диверсионных групп.
Чем живет в это непростое время Славянск - в материале нашего специального корреспондента.
В ожидании штурма город заметно опустел. Жителей просили не покидать квартиры и не подходить к окнам, если начнется перестрелка. Но на центральной площади по-прежнему многолюдно. Горожане пришли к исполкому, чтобы поддержать ополченцев.
- Если будут расстреливать наших сыновей, братьев, мужей, отцов, мы не останемся в стороне, выйдем на улицы города и встанем живой стеной, - говорит Елена Князева.
У 62-летней Юлии, которая пришла на площадь с внучкой, в городе остались и сын с семьей, и дочка. Окликая внучку, которая катается тут же на роликах, женщина говорит:
- Мы из города уезжать не собираемся. Нам с киевской властью не по пути. Недавно посмотрела украинские газеты и поняла, что я – сепаратистка, муж – террорист, дед у меня – «титушка», а грудные дети скоро будут «заколотниками», теми, кого мы «будет выставлять впереди при штурме».
Уже мало кто из местных жителей сомневается, что силовая операция вскоре начнется в самом городе.
- Слышали, армейскую спецоперацию готовит СБУ, мозговой центр – американские консультанты. У них НАТОвские карты, проплаченные иностранные наемники, так называемые «псы войны», - горячится житель Славянска 59-летний Семен Поддубный. – На Славянск движется 160 танков, у них - 150 орудий и минометов. А у наших что? Полсотни охотничьих ружей, около ста захваченных автоматов.
У здания СБУ, которое обороняют ополченцы, я видела стоящий на пне пулемет «Максим», а у нескольких активистов - ППШ с длинным рожком, который давным-давно снят с производства. Где-то ведь все это время они были на хранении.
- За нами - сильный дух! За нами правда, мы отстаиваем свой город! – говорит, почти кричит, пенсионерка Раиса Степановна. – В украинской армии моральный дух – нулевой. Набранных резервистов не кормят, их призвали, они потеряли работу. Многие бастуют, хотят отправиться домой, сейчас в самом разгаре – посевная.
Собравшиеся шумно обсуждают напавших накануне на блок-пост у комбикормового завода мародеров, которые по-волчьи, набежав на позиции ополченцев, унесли с собой еду, медикаменты и зарядки для мобильных телефонов.
- Резервисты будут группой прикрытия, вперед бросят карателей из «Правого сектора», - говорит Поддубный.
- Это будет настоящая мясорубка, - поддерживает друга бывший пограничник Виталий Лавренков. – С украинской стороны выступают наемники в одежде без опознавательных знаков.
Ополченцы одеты в различный по цвету камуфляж. В условиях города будет сложно разобрать, где свой, где чужой.
Жители Славянска опасаются, что проникшие в город диверсанты «мимикрируют», оденутся, как ополченцы, чтобы в суматохе проникнуть в обороняющиеся здания.
Вчера над городом кружил вертолет, с которого сбросили листовки. Так называемую «инструкцию мирному населению Краматорска и Славянска по выживаю на территориях, где действуют российские террористы».
Людей призывали не подходить к тем местам, где собираются митинги, потому как они могут стать живым щитом и заложниками. Не слушать пропагандистов федерализации, это, дескать, агенты, которым платят по 1000 гривен в день. И даны телефоны горячих линий СБ и МВД Украины.
- Мы здесь все за федерализацию, пусть скажут, где можно получить деньги? – говорят с иронией сразу несколько собравшихся на площади горожан.
ххх
- Им страшно заходить в город, вот они и штампуют листовки, выискивают для себя всяческих информаторов, - говорит народный мэр Славянска Вячеслав Пономарев.
Вчера сообщалось о пяти погибших. Вячеслав Пономарев уточняет:
- С нашей стороны погиб один боец и еще один был тяжело ранен. Дело в том, что информация, которая ко мне поступала, поступала из разных источников, из разных мест. Про одного погибшего сообщили сразу несколько человек. О легких ранениях мы даже не говорим.
Погибший – 22–летний Александр Лубенец. Раненый – его ровесник Александр Белых.
- Ребята родом из поселка Крестище, там же патрулировали территорию около трассы Харьков – Ростов. В районе были замечены люди без опознавательных знаков. Скорее всего, это наемники. Саша погиб от рук снайпера. Это был совсем молодой паренек, но очень смекалистый, занимался у нас вопросами разведки, все задачи выполнял только на «отлично». Мы получали от него четкую, проверенную информацию. Оба Саши – почти братья, мы вместе штурмовали здание СБУ в Донецке, райотдел в Славянске.
Народный мэр рассказывает о вчерашних нападениях и расстановке сил:
- В районе блок-поста на бензозаправочной станции велась стрельба из автоматического оружия. 5 БТРов шли по полю, выстроились по фронту при поддержке двух вертолетов. Территория около БЗС была нами предварительно заминирована. Они вынуждены были ввести какие-то инженерные подразделения. Сейчас пытаются разминировать.
Личный состав, спецназовцы, десантировались с БТРов, заняли позиции. Поскольку там господствующая высота, где-то в том краю они сейчас и находятся. Часть разошлась по лесопосадкам.
На блок-посту на комбикормовом заводе мы тоже поставили растяжки, чтобы вовремя обнаружить нападающих. Они поняли, что территория заминирована, поэтому дальше не сунулись. БТРы развернулись и ушли. А личный состав остался. Бронетехника отошла примерно на 500 метров от наших блок-постов, мы за ними наблюдаем.
К югу, в 15 километрах, где поворот на Малиновку, вдоль канала Северский Донбасс, стоят 6 БТРов и группа военнослужащих. Половина из них одета в украинскую форму, половина – в светлую камуфляжную форму без знаков различия. Мы допускаем, что это иностранные наемники.
Народный мэр допустил также, что и на украинской стороне есть люди, которые не хотят воевать, понимая, что их посылают на братоубийственную войну.
В любом случае, смысл недавнего выступления украинской армии разгадать сложно.
Вячеслав Пономарев уверен, что нападения на блок-посты были произведены, чтобы с вертолета высадились в районе славянского курорта несколько групп диверсантов.
- Это провокационные вылазки, организованные в надежде на то, что они будут обстреляны. А когда с их стороны появятся раненые и убитые, именно из числа украинской армии, Национальной гвардии, мы дадим им повод раскачать ситуацию. Они будут трубить, смотрите, мол, напали на наших военных, они - агрессоры. Опять же могут сказать, что мы первые напали на них.
Мы прицельного огня, на поражение, по ним не открывали. Другое дело, если они зайдут к нам в город. Мы сюда с оружием никого не приглашаем. Хотя, нет, пусть заходят с оружием, складывают его и остаются отдыхать у нас на курорте, в озере купаться.
- Под вашим началом почти 2, 5 тысяч человек. Все вооружены?
- По-разному. У одних есть автоматы, у других – бутылки с зажигательной смесью. Они тоже, по- своему, вооружены.
- Почему в городе не были включены сирены, церкви не стали бить в колокола?
- Если бы они вошли в город, то, наверное, это бы случилось. А поскольку боестолкновения были за городом, зачем мы будем будоражить народ?
- Вы допускаете, что в случае штурма, могут пострадать 10 задержанных, которые находятся в здании СБУ в камерах предварительного заключения?
- Всякое бывает. Могут случайно погибнуть в ходе перестрелки. Это война.
- Магазины будут работать?
- Продуктовые магазины, так же как и аптеки, и больницы будут работать. На посту будут и все коммунальные службы.
Прощаясь, Вячеслав Пономарев говорит:
- Если начнется наступление, это, несомненно, будет карательная операция. Нас пойдут убивать. Надеюсь, что нам все-таки будет вовремя оказана помощь. Мы не сепаратисты, мы – народ, защищаем свои славянские земли. В Киеве – не правительство, а хунта. С нацистами мы говорить не будем. Это предатели интересов народа, которые будут в свое время привлечены к суду и ответят по полной за свои злодеяния.
Выходя из здания исполкома, я ловлю себя на мысли, что знаю в лицо уже многих защитников, обороняющих здание. На входе, на самом ответственном посту, стоит высокий, плечистый мужчина. Просматривая мое удостоверение, он говорит: «Землячка». Выяснятся, что мужчина живет в Москве, но сам родом из Славянска. Поправляя на плече автомат, он говорит: «Вернулся, чтобы защитить свой дом».
Бой под городом Славянском. Видео очевидцев