Крымский климат на Манхэттене

Как события вокруг Украины отразились на нью-йоркском рынке недвижимости

Чтобы не вводить читателя в заблуждение скажу сразу — речь пойдет не о потеплении климата нашей планеты. Черноморский рай не переселился в Нью-Йорк на берега Гудзона или Ист-Ривер. Субтропический ветерок не колышет небоскребы Манхэттена. Виноградники «Массандры» не украшают Пятую авеню. Речь пойдет совсем о другом — о влиянии крымского политического климата на манхэттенскую недвижимость. Да, маловат стал наш земной шарик — в Крыму аукнулось — в Нью-Йорке откликнулось.

Как события вокруг Украины отразились на нью-йоркском рынке недвижимости

Появление российских олигархов на берегах Гудзона встрепенуло, скорее пришпорило, рынок недвижимости Манхэттена. Уже стал притчей во языцех российский король удобрений Дмитрий Рыболовлев, удобривший Манхэттен покупкой апартаментов на 15 Централ Парк Вест за рекордные 88 миллионов долларов. А музыка сфер той же недвижимости, когда самый богатый композитор России с подходящей фамилией Крутой купил сразу три квартиры в превращенной в сверх эксклюзивный кондоминиум первопрестольной гостиницы «Плаза»? Вот это было круто!

Казалось, переселению российских олигархов на Манхэттен не будет предела. «Предел — небо» — кричала реклама, подразумевая небоскребы. И вдруг сага о Рыболовлеве, Крутом и К0 стала блекнуть. И хотя от Крыма до Манхэттена около 5000 миль, его субтропический климат нагнал на Нью-Йорк заморозки. Присоединение Крыма к России и вашингтонские санкции против ее олигархов, заставили сильно призадуматься оных. С одной стороны, санкции Обамы, с другой стороны, окрик Путина «держите деньги в родной сберкассе!» И вот манхэттенская люксовая недвижимость оказалась между Сциллой и Харибдой, то есть, по-мужицки, между молотом и наковальней.

Пока еще нет официальной статистики на сей счет, но на зоркий глазок около 40% кондоминиумов и таунхаузов на Манхэттене покупают иностранцы, а половина покупающих новые строительства — заморские толстосумы. Эти данные я получил от мистера Джонатана Миллера, президента фирмы оценщиков «Миллер Сэмюель». Какова во всем этом для российских олигархов сказать трудно, но легко сказать, что в последние годы они доминировали.

Крымское шампанское стало выдыхаться в самое неподходящее время для торговцев недвижимостью на Манхэттене. Цены на кондоминиумы в ходе недавнего бума сильно ракетировали, и девелоперы покупают их, словно перед Всемирным потопом. Новые проекты, создающиеся под иностранных миллиардеров, меняют ландшафты города Желтого дьявола. Вонзились в небо супервысокие здания на Вест 57 стрит, отбрасывающие тень на Центральный парк. А тут эти крымчане в друг возгорелись любовью к матушке-Руси!

Заморозки заставили поеживаться Викторию Стайнер, брокера фирмы «Дуглас Эллимен реал Эстейт». Она как раз обрабатывала клиента из России. (Имени его она не называет, а лишь говорит, что он из законодателей). Клиент примеривался к квартире в рамках 25-51 миллион долларов. Он имел в виду отель «Плаза», облюбованный Крутым, и «Маркуанд», новый проект на 11 Ист 68 стрит. Он собирался приехать в марте месяце в Нью-Йорк, а тут, как назло, российские солдаты без опознавательных знаков вошли в Крым. И вот наш аноним-законодатель сообщил по электронной почте неутешной мисс Стайнер, что «в связи с изменившимися отношениями в США мой визит не состоится». Далее говорилось, что сорвавшийся с крючка клиент «желает подождать, пока ситуация не утихомирится».

Но на этом хождение госпожи Стайнер по мукам недвижимости не закончились. Еще один из ее русских клиентов тоже не приехал. Правда, он был представителем мелкой социальной плотвы — искал квартиру за 4-5 миллионов долларов. Он поведал мисс Стайнер, что «боится запросить визу».

Виновник треволнений дилеров, брокеров, девелоперов и К0 известен «Мистер Путин прочертил красную линию». Он сказал богачам: «Вы или с нами, или против нас», — говорит Марк Резник, брокер фирмы «Эй энд Ай Бродвей реалти», у которого много клиентов из Руси великой. «В России столько пропаганды, что люди боятся делать бизнес в Америке», — говорит Резник-брокер.

Президент его компании Эллиот Богод тоже имеет на руках нескольких клиентов из России, которые, по его словам, «хотят перегруппироваться». Один из его клиентов уже собирался было подписать контракт на покупку квартиры в Бэттери-парк сити, как грянул клич: «Даешь Крым!», и рука подписанта повисла в воздухе. «Они боятся, что правительство запретит им перевод денег в Америку, и им будет нечем расплачиваться», — рассказывает Богод.

Но брокеры, занятые в недвижимости, профессиональные оптимисты по формуле «чем хуже, тем лучше». Они считают «крымское похолодание» временным явлением. (Дай-то Бог!) Их мозговые извилины рисуют следующую картину: московские богачи, увидев «надпись на стене» (библейский вариант «красной линии» Путина — М.С.), и начнут переводить свои деньги и «самих себя» в Нью-Йорк. «Им овладеет идея бегства в безопасность», — говорит Эдвард Мармельштейн, юрист, имеющий активный бизнес в России. «Когда появляется неуверенность за океаном, наступает время переводить деньги к нам», — добавляет мудрец Мармельштейн.

Для меняющих постоянное местожительство недвижимость идеальный вариант, дающий максимальную возможность избежать взгляда недреманного ока. Ты покупаешь непосредственно у девелопера, который не докучает тебя «нескромными» вопросами. Ты ему чек, он тебе ключ, и ударили по рукам. «Если же ты открываешь счет в банке, то тебе придется ответить на кучу вопросов. Или если у тебя имеются акции, которые под присмотром. В новом строительстве нет совета директоров, нет ничего. Ты просто выписываешь чек и покупаешь квартиру», — разъясняет Джекки Теплитцки из «Дуглас Эллиман». Конечно, «просто», если у тебя денег куры не клюют.

Госпожа Теплитцки знает, о чем говорит. Она представляет нескольких русских клиентов, которые охотятся за квартирами в Нью-Йорке и Майами не для помещения капитала, а для постоянного жилья. Хоть они и опасаются последствий у себя дома и экономических санкций — в Штатах, в любом случае им приходится рисковать, говорит мадам Теплитцки. Некоторые ее клиенты спешат успеть проскочить под радаром. Поэтому они покупают не пентхаузы «высокого профиля», а апартаменты поменьше. «Они не хотят, чтобы их имена попали в газеты. Они пользуются иной стратегией, стратегией невидимок. Кто напишет в газету о двухмиллионной сделке? Они хотят замаскировать дорогие покупки», — объясняет госпожа Теплитцки.

Упомянутый мною выше Резник говорит, что «крымские заморозки» будут временными. «Через, так, три года, если санкции усилятся, мы увидим клиентов иного рода, — считает он. — Не инвесторов, а эмигрантов, не отцов, покупающих квартиры для своих детей, учащихся у нас в колледжах, а людей, покупающих для самих себя, для всей своей семьи, то есть большой фамильный дом».

Наконец, не весь же мир сошелся на русских олигархах! Если они отступятся, то всегда найдутся иные толстосумы, готовые с удовольствием заменить их. Глобальная элита давно щелкает зубами, косясь на нью-йоркскую недвижимость. Согласно опросу, проведенному фирмой «Найт Фрэнк Глобал Ситис Сурвей», которая следит за городами, привлекающими к себе богатейших людей, сейчас Нью-Йорк на втором месте после Лондона». (Не в последнюю очередь благодаря Абрамовичу и К0). Но вот к 2024 году Нью-Йорк выйдет вперед. Такие предсказания помогают нью-йоркскому бизнесу недвижимости справляться со страхом Великого российского исхода. Не из России, а из Америки.

Это в Москве есть Крымский мост. В Нью-Йорке — мост Бруклинский, о котором сам Владимир Маяковский говорил: «Это вещь…»

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру