Алексей МАКАРКИН, замдиректора Центра политических технологий: «А можем ли мы вообще повлиять на отряды самообороны?»
Слова, написанные на бумаге, зачастую разительно отличаются от действительности. Достаточно вспомнить, что 21 февраля тоже были заключены известные соглашения, которые Запад нарушил. Будет ли Россия относиться к достигнутым в Женеве договоренностям как к святыне? Тоже большой вопрос. Во-первых, из документа не следует, должно ли объявление амнистии предшествовать освобождению зданий и сдаче оружия. Или сначала сдача, а потом амнистия? Другая проблема: а можем ли мы вообще повлиять на отряды самообороны? Российские власти неоднократно заявляли, что никакого отношения к Донецкой республике не имеют. Что будет, если ее лидеры не захотят складывать с себя полномочия и разоружаться? Не будет же Россия посылать свои войска, чтобы выгнать их из зданий. Кстати, обратите внимание: в тексте нет ничего про то, что мы признаем легитимными выборы 25 мая. Да, там нет и слова «федерализация», и положения о внеблоковом статусе Украины. Но это не значит, что мы отказались от этих принципов. И федерализация, и внеблоковой статус для России по-прежнему важны. Просто в нынешней ситуации мы не стали предъявлять ультиматум киевским властям.
Александр ПОЖАЛОВ, зам исполнительного директора фонда «Институт социально-экономических и политических исследований»: «Разговоры о том, что Россия якобы «кинула» восточные регионы, абсолютно некорректны»
Не стоит придавать слишком большое значение слову «федерализация». Федерализация — это просто форма государственного устройства. Действительно значимым и для Украины, и для России является реальный объем полномочий, который регионы получат в рамках конституционной реформы. А то, что такая реформа будет проведена, ни у кого сомнения не вызывает, ее необходимость подтверждена в том числе женевским соглашением. Разговоры о том, что Россия якобы «кинула» восточные регионы, в этой связи, на мой взгляд, абсолютно некорректны. В Женеве был сделан первый дипломатический шаг, который позволяет двигаться дальше и искать точки консенсуса. Хочу обратить внимание, что Крым в тексте соглашения тоже не упоминается: это означает, что остальные участники переговоров фактически признали его присоединение к России.
Елена Егорова
Кость БОНДАРЕНКО, руководитель Института украинской политики. «Разоружение станет испытанием новой украинской власти на прочность»
Реально очень сложно будет контролировать процесс разоружения незаконных вооруженных формирований как на востоке, так и в остальной части Украины. Речь идет не только о так называемых «сепаратистах» Донбасса, но и о вооруженных формированиях Майдана — Национальной гвардии, «Правом секторе», Самообороне. Есть еще частная армия олигарха Игоря Коломойского — батальон «Днепр». Разоружение станет испытанием новой власти на прочность, на состоятельность. Конституционная реформа проведению президентских выборов, я считаю, не помешает. У нас каждый президент, начиная с Кучмы, приходил к власти с одними полномочиями, а потом получал другие. Кучма это сделал через два года после избрания, Ющенко — через год. Янукович уже через полгода после избрания вернулся к старой Конституции. Не вижу ничего страшного, если полномочия новоизбранного президента в октябре тоже будут изменены. В Женевском соглашении ничего не сказано о крымском вопросе. Украинские власти никогда не признают Крым российским, но точно так же они понимают, что вряд ли полуостров когда-либо вернется в состав Украины.
Владимир ЖАРИХИН, заместитель директора Института стран СНГ. «Координировать подготовку новой украинской Конституции будет министерство ЖКХ. Что это, как не саботаж?»
У меня такое чувство, что в данном случае Киев будет вынужден выполнять договоренности. Вообще Киев легко пренебрегает обещаниями. Достаточно вспомнить, как нынешние власти Украины 22 февраля проигнорировали европейских лидеров. Но сейчас такой фокус не пройдет. Я надеюсь, что товарищам объяснят, что Лавров и Керри — большие, взрослые дяди. Хотя уже известно, что координировать подготовку новой Конституции будет министерство ЖКХ. Что это, как не саботаж? Соотношение выборов и референдума на Украине сейчас отходит на второй план. И то и другое будет проводить нелегитимная нынешняя власть. Поэтому последовательность существенного значения не имеет. Так или иначе, в стране надо восстанавливать легитимность закона — через референдум, и легитимность власти — через выборы. Я так понимаю, примерно то же самое в четверг сказал Владимир Путин в ходе своей пресс-конференции.
Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии. «Шанс на проведение президентских выборов 50 на 50»
Интерпретация этих соглашений, очевидно, будет у разных сторон разной. Украинская сторона будет говорить, что разоружать и освобождать нужно восток страны, а в Киеве и Львове этого делать не надо. Это фактически будет означать, что разоружаться не будет никто, ведь сложить оружие можно только одновременно. Можно одновременно освободить, например, киевскую мэрию, Майдан и что-то в Луганске, Донецке. По-другому не получится! В то же время женевские соглашения будут способствовать переговорному процессу, начнется движение к более глубокому компромиссу. Я надеюсь, что угроза прямых столкновений теперь отошла на второй план. Вопрос с выборами пока неясен. Я думаю, что шанс на их проведение 50 на 50. При этом украинская власть собирается проводить конституционную реформу до октября. Но это явно не устраивает восток. Он хочет получить гарантии раньше.
Игорь Кармазин
Смотрите видео: Джон Керри пообщался с бабушками на Майдане