Прорыв? Вне всяких сомнений. Но иные прорывы имеют свойство очень быстро затягиваться. Рожденный в ходе четырехсторонних переговоров «дух Женевы» — это пока еще очень слабое и хилое существо. От чего зависит срок жизни «женевского призрака»? От того, кто кого перехитрит и переиграет. От того, что окажется первичным для политиков: долгосрочные национальные интересы или соображения сиюминутной политической выгоды.
Интересам РФ, ЕС и Украины полностью отвечает отсутствие непредсказуемой конфронтации в центре Европы. С соседями лучше жить в мире и дружбе. США — не сосед. Америке выгодно, если другая ядерная супердержава мира будет пребывать в кольце если не врагов, то недоброжелателей. Но переход конфликта в совсем раскаленную стадию — а украинский кризис все время балансирует на этой опасной грани — не нужен даже Америке.
Поэтому думаю, что мы можем сделать вывод: все стороны женевских переговоров на самом деле нуждаются в мире. А вот дальше начинаются сложности. Каждому игроку в Женеве нужен не просто мир — ему нужен мир на его условиях.
Россия нужна нейтральная и внеблоковая Украина, в которой русофобские инстинкты западенцев будут гаситься и уравновешиваться сильным и самостоятельным востоком. Америке нужно максимальное ослабление России вообще — «мы-то думали, что мы этих парней давно приручили и победили, а они, оказывается, еще борзеют» — и максимальное ослабление российского влияния на Украину в частности.
Европейский Союз пока находится в состоянии смятения и внутреннего раздрая. ЕС, с моей точки зрения, пока не способен даже адекватно сформулировать свои интересы. Здравый смысл тянет в одну сторону — искренней попытки найти общий язык с Москвой, а страхи, психологические комплексы, привычки и предрассудки — в другую: к лобовой конфронтации с РФ.
Но самый тяжелый случай — это, конечно, украинская сторона, или, вернее, множество украинских сторон. Даже в более благополучные времена киевские политики привыкли относиться к подписываемым им соглашениям наплевательски. Нормой считается умение переврать, «творчески интерпретировать», исказить пункты любой договоренности. Это первая бомба замедленного — а возможно, даже не замедленного — действия под женевские договоренности.
Есть и вторая бомба — ничуть не менее опасная, чем первая. «Официальный Киев» — это сейчас предельно эфемерное понятие. Относительно умеренные деятели Яценюк и Турчинов могут проводить один курс, а например, радикал и русофоб Парубий из Совета национальной безопасности и обороны — совсем другой.
Спустимся на уровень ниже — здесь вообще полный хаос. То, что на современной Украине сходит за вертикаль власти, уже на выходе из правительственных зданий превращается в измочаленный канат. Силу и влияние имеют не столько обладатели официальных званий и чинов, а обладатели внушительного количества штыков. И далеко не факт, что бонзы из последней категории будут считать себя связанными женевскими договоренностями.
Кто обладает реальной властью на востоке страны — тоже большой вопрос. Где в русскоязычных регионах Украина заканчивается влияние официальной Москвы и начинается самодеятельность местных царьков и полевых командиров? Готовы ли эти люди подчиниться «духу Женевы»? Скажу прямо: не имею понятия.
Таковы, если вкратце, ингредиенты женевского политического коктейля. А теперь сложим их все в большой стакан, хорошенько взболтаем и получим... Получим нечто непонятное и малопредсказумое. Я твердо уверен: крики «мы неукоснительно выполняем все пункты женевской договоренности, а вот они не менее неукоснительно их грубо нарушают!» начнут раздаваться уже в самом ближайшем будущем. Это неприятный, но совершенно обязательный пункт программы: какая ж свадьба без баяна, какая ж зорька без росы?
Что остается для меня неясным, так это вот что: загубят ли эти крики «дух Женевы»? Смогут ли Запад и Россия в достаточной степени контролировать своих украинских подопечных? Смогут ли они сами не забыть в пылу спора, что худой мир по-любому лучше доброй ссоры? Не знаю, не знаю и еще раз не знаю. Но, как бы там ни было, обретай поскорее плоть и кровь, «дух Женевы»! Ты нам всем очень нужен!
Смотрите видео «Прямая линия. «Надеюсь не вводить войска на Украину»