Федор ЛУКЬЯНОВ, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»:
- Могут повлиять — все-таки эти договоренности согласовывали и утверждали те силы, на которые ориентируются участники внутреннего украинского противостояния. Киевские власти без поддержки США практически не имеют опоры и шансов. На востоке, в свою очередь, рассчитывают на Россию, сам факт поддержки со стороны Москвы значительно усиливает позиции жителей региона.
Еще пару недель назад идеи децентрализации, федерализации — как угодно можно называть – отвергалась и Киевом, и Западом, считавшим, что это навязывается Россией. Теперь же, согласно же принятому в Женеве документу, эта идея уже принята как нечто само собой разумеющееся. В этом смысле картина довольно сильно изменилась. Но стоит помнить, во-первых, что это не международный договор, обязательный к исполнению, это некая декларация. Во-вторых, в ней, как мне кажется, содержится своего рода ловушка — призыв к разоружению всех незаконных военных формирований. Он по факту адресован к силам обороны на востоке страны, потому что на западе такого рода формирования почти узаконены. И если будет это интерпретироваться в таком вот одностороннем порядке, не найдется сил, которые заставят восток Украины пойти на этот шаг. Помимо этого в документе много общих деклараций, при том, что отсутствует механизм реализации. Это еще даже не контуры настоящих договоренностей, это некая концепция.
Главное, что вытекает из этого документа — факт того, что есть две договаривающиеся стороны: все опять решают Москва и Вашингтон. У Европы нет ни воли, ни понимания, ничего. Украина на сегодняшний день не в состоянии быть субъектом. И, как мне кажется, каждая из договаривающихся сторон по своим причинам согласна с тем, что аморфная, но цельная в своих границах Украина им сейчас выгоднее. Американцы поняли, что «втащить» Украину куда-либо в таком состоянии невозможно. Кроме того, Россия убедительно продемонстрировала, что это та «красная линия», которую она будет защищать до последнего. А коли так, решили США, то лучше зафиксировать все как есть и не допустить фрагментации Украины. Россия, в свою очередь, понимает, что если восток Украины «отвалиться», то последствия будут непредсказуемыми и санкции со стороны Запада будут носить совсем иной характер.
Вячеслав НИКОНОВ, политолог, депутат Госдумы, член высшего совета "Единой России":
- В какой-то степени достигнутые в Женеве договоренности можно сравнить с командой «брейк» на ринге, когда боксеры отходят друг от друга, после чего драка начинается снова. Конечно, это полезно, чтобы совсем не нарушались правила игры. Но это полезно и с той точки зрения, что впервые Россия в таком формате привлечена к обсуждению украинских проблем — до Крыма считалось, что наша страна вообще не имеет слова в украинских вопросах. И возможность для нас доносить свою позицию — сразу в многостороннем формате, фиксируя договоренности на бумаге, – это полезно. То есть теперь исключить Россию из этого процесса будет сложно, как и уничтожить понимание того, что от Москвы что-то зависит.
Выполнить то, что отражено в соглашениях, конечно, будет сложно. Тем более, что стороны по-разному интерпретирую договоренности. Украинское руководство заявило, что до октября подумает над тем, как расширять права регионов — но захотят ли эти регионы столько ждать в составе Украины? Большой вопрос и в том, кто и как будет выполнять обязательства по разоружению незаконных вооруженных формирований. С американской стороны уже прозвучала собственная интерпретация этого условия — согласно ей, за разоружение формирований на юго-востоке Украины отвечает Россия. Которая, в общем-то, вряд ли может рассматриваться как страна, имеющая для этого соответствующие возможности. Вопросов остается много, но лучше так, чем никак.
Смотрите видео: Восток Украины: предчувствие гражданской войны