Еще несколько дней назад на заседании в Совете Федерации на вопрос корреспондента «МК», стоит ли нам попрощаться с поездами, следующими из России в Крым по территории Украины, представители Федеральной пассажирской компании ответили, что составы идут без происшествий под круглосуточным диспетчерским контролем. Но недолго музыка играла… С 27 мая российские поезда не смогут ходить по украинской территории. Насколько мы готовы к такому шагу соседей?
Итак, сейчас из России в Крым ежедневно отправляются четыре поезда — три из Москвы и один из Санкт-Петербурга. Раньше летом в направлении Крыма пускали еще и дополнительные составы. Причем не только отправлением из столицы и Питера, но и из других городов России — Нижнего Новгорода, Воронежа, Екатеринбурга, Челябинска, Воркуты и так далее. Еще пару лет назад в летние месяцы на полуостров из России прибывало порядка 15 поездов ежедневно. Если Украина закрывает нам железнодорожное сообщение с Крымом, это значит, что все эти поезда должны быть перенаправлены на ж/д станции Краснодарского края — Анапу и Крымск. А оттуда пассажиры уже на автобусах доедут до порта «Кавказ» и на пароме переправятся в Керчь, а дальше разъедутся по городам полуострова. Такую логистическую схему предложили в Минтрансе РФ и даже объявили, что на поезд, автобус и паром будет единый билет.
Насколько это выполнимо на деле и справится ли переправа с таким пассажиропотоком? Об этом мы спросили работников Керченской переправы.
— Сейчас три парома круглосуточно выполняют 16 рейсов в одну сторону и 16 в другую. Один паром вмещает около 200 пассажиров, около 30 легковых автомобилей, в зависимости от размера, и еще порядка десяти автобусов. Паромы ходят с интервалом час-полтора.
— Планируется ли увеличить количество паромов и рейсов?
— Мы уже увеличили, это максимальная пропускная способность переправы.
— Очереди стоят большие сейчас на переправе?
— Когда как. Пассажиры почти не стоят в очереди. А вот с автомобилями тяжелее. Приоритет мы отдаем рейсовым автобусам. А автомобилистам приходится стоять в очереди — бывает, что и пять часов, и больше. Летом будет тяжелее.
— Как пассажиры добираются от порта «Крым» до мест назначения?
— У переправы стоят маршрутки, которые довозят людей до автовокзала Керчи, а дальше уже идут автобусы по расписанию в разные города полуострова.
Нехитрая математика: в одном поезде при полной загрузке едет около 700-800 человек, одновременно все они никак не могут сесть на паром. Пассажиров только одного поезда придется размещать на четырех рейсах парома. А сколько всего будет поездов? А если еще вспомнить двухполосную разбитую дорогу от Керчи на Симферополь, становится совсем грустно… Первое, что приходит на ум: уже в самое ближайшее время паромы нужно пускать не только в Керчь, но хотя бы в Севастополь и Ялту.
Понятно, что в такой сложной ситуации большая нагрузка ляжет на авиацию. Сейчас ежедневно из Москвы в Симферополь выполняется девять авиарейсов, столько же и обратно. Однако после новости о приостановлении ж/д сообщения через территорию Украины на постоянной комиссии Государственного совета РК по санаторно-курортному комплексу и туризму сообщили о новых авиарейсах в Крым из российских городов. По словам министра курортов и туризма Крыма Елены Юрченко, принято решение расширить авиасообщение. Таким образом, с 18 апреля начнет курсировать авиарейс из Санкт-Петербурга, 25 апреля — из Екатеринбурга, 29 апреля — из Ростова-на-Дону. Также есть список городов, откуда россияне смогут улететь по субсидированным специальным тарифам с экономией 50-60% от стоимости билетов: Архангельск, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Кемерово, Киров, Красноярск, Новосибирск, Нижневартовск, Нижний Новгород, Самара, Сургут, Томск, Тюмень, Уфа, Челябинск.
Субсидирование билетов обойдется федеральному бюджету примерно в 680 млн рублей. Так, из Уфы до Симферополя можно будет долететь за 2500 рублей, из Нижнего Новгорода за 2000, а из Иркутска — за 6800. С 1 июня в направлении полуострова будет летать около 140 рейсов в неделю. Вероятно, если аэропорт Симферополя не справится с пассажиропотоком, гражданская авиация будет летать и в военный аэропорт Бельбек, что на северной стороне Севастополя. Во всяком случае, даже когда Крым был в составе Украины, такая схема практиковалась в летние месяцы.
Екатерина Петухова
О предполагаемой с 27 мая отмене поездов проводница Алена узнала только от корреспондентов «МК».
— Еще вчера была планерка, и сказали, что все будет нормально, будете работать, как работали.
Вагоны поезда Москва—Симферополь пока еще окрашены в цвета жовто-блакитного флага. Но в ближайшее время их, скорее всего, перекрасят. По словам проводников, все поезда, ранее курсирующие из Москвы в Крым, стали российскими.
— Теперь этот состав числится за Крымской железной дорогой, филиалом РЖД, — объясняют проводники другого вагона.
Никакого контракта они не переподписывали, хотя ждут этого с нетерпением.
— Форму российскую выдадут, она у вас красивая. Особенно комплект для женщин. Там и летнее платье предусмотрено и плащ. У нас же выдавали то, что на складе пылилось, — Ирина показывает на китель своего напарника Александра. Рукава коротки, из пуговиц застегивается только верхняя.
— А свитер стоило только постирать, он весь катышками покрылся, — вступает в разговор Александр.
Но больше всего проводники, конечно же, надеются на повышение зарплаты. Свою не разглашают: говорят, даже признаться смешно.
— Серьезно вряд ли прибавят, но, например, моя мама получила первую «российскую» пенсию, и она на 25% больше.
Большинство пассажиров к отмене железнодорожного сообщения относятся равнодушно.
— Будем самолетами летать, это сейчас выгоднее. И не только с точки зрения экономии времени. Например, плацкартный билет стоит 2400 рублей в один конец, купейный начинается с 4 тысяч. Самолеты же обещают пустить по цене 6500, и это в оба конца, — говорит семейная пара, возвращающаяся на родину, чтобы переоформить гражданство. — Мы бы и сейчас полетели самолетом, но вещей много.
Обеспокоены отменой поездов только частные предприниматели, сдающие жилье отпускникам. Владимир Деев, один из таких коммерсантов, говорит, что тогда курортный сезон будет провален.
— Ну, сколько самолеты смогут перевезти? Тысяч 100–200… Для Крыма — это капля.
Анастасия Гнединская