В сфере отношений России и Запада, похоже, происходит история аналогичной степени дебильности. Отсутствие компромисса с Москвой по украинскому вопросу толкает политиков США и ЕС на придумывание все более диковинных санкций с целью «наказания Кремля». Если верить коллегам из газеты «Коммерсант», то гордая своим уважением к свободе слова Европа может перейти к практике персональных санкций против конкретных российских журналистов.
Выглядеть это может так: журналист Х выступил в качестве ведущего пресс-конференции свергнутого президента Украины Януковича. Это же преступление против демократии! Закроем-ка ему въезд в ЕС! Раз он поддерживает «российский империализм», то пусть сидит дома, ездит отдыхать в дружественную Северную Корею и лапу сосет!
Вы думаете, что негодуя из-за сообщений о таких планах — я защищаю интересы своего цеха? Мысль логичная, но не совсем верная. Я считаю, что журналисты — такие же люди, как и все остальные. Нельзя бить себя в грудь и кричать Западу: наших политиков бейте сколько угодно, а вот от наших журналистов — руки прочь! Может, я ошибаюсь, но есть в таком подходе что-то мелковатое. Лично я, например, готов перед кем угодно отвечать за то, что я пишу — какие бы последствия из этого ни вытекали.
Поэтому сообщение о возможном введении западных санкций против российских журналистов показалось мне шокирующим не в силу эгоистичных причин. Даже если эти экзотически звучащие планы не будут реализованы, сам факт их возникновения красноречиво свидетельствует: между РФ и Западом сейчас не просто принципиальные политические разногласия. Между нами — безумно глубокий «котлован» непонимания, который все расширяется и расширяется.
Какие цели преследует Америка на Украине — вопрос особый. Но между фундаментальными интересами РФ и ЕС на Украине особой разницы нет. Если Украина продолжит соскальзывание в анархию, то плохо будет и нам, и им. Если канал снабжения российским газом через Украину будет перерезан — а в условиях гражданской войны такое более чем возможно, — Европа самым банальным образом замерзнет грядущей зимой. Если РФ вусмерть рассорится с Западом, то мы окажемся в чересчур тесных объятиях Китая и останемся без ключевого источника инвестиций и жизненно необходимых нам новых технологий.
Казалось бы, РФ и ЕС должны отбросить тактические политические дрязги и объединить свои усилия на украинском направлении. Но на деле происходит нечто прямо противоположное. Вцепившись друг другу в горло, мы теряем драгоценное время, драгоценные нервные клетки, драгоценные политические и экономические ресурсы — и ради чего? В ходе Первой мировой войны очень мало кто из солдат всех армий мог внятно объяснить, за что именно он воюет. Если отбросить пустые лозунги, то сейчас ситуация аналогична.
Почему так происходит? Вот моя версия. «Мистер Путин может по-настоящему верить своей собственной пропаганде об Украине» — так влиятельная газета «Вашингтон пост» на днях озаглавила свою передовую статью. А вот мне кажется: слова «мистер Путин» в этом заголовке следует заменить на «США и ЕС». Запад слишком долго демонизировал путинскую Россию, смотрел сквозь увеличительное стекло на наши недостатки и приписывал нам дьявольские планы.
И вот результат. Запад заставил себя поверить, что Путин — кровавый тиран, что 90% граждан РФ обожают Pussy Riot, но в то же самое время жаждут разрезать Украину на куски. Запад отказывается видеть ту Россию, которая есть. Вместо этого он видит Россию своих фантазий или, вернее, своих кошмаров.
«Знакомый сценарий на Украине» — другой орган американской элиты, газета «Нью-Йорк таймс», именно так оценила события в Донецке, Харькове и Луганске. Мол, сначала Путин заграбастал Крым, а теперь он этими же методами пытается заграбастать и весь украинский юго-восток.
Я прекрасно понимаю логическую цепочку, которая подвигла моих американских коллег сделать подобный вывод. Но чрезмерное увлечение умозрительными конструкциями — вещь очень опасная. Можно очень легко попасть впросак и оказаться жертвой ложной исторической аналогии.
Так, например, в 1956 году случилось с британским премьером Энтони Иденом. Президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал в том году принадлежавший англичанам Суэцкий канал. Иден решил, что Насер — новый Гитлер, и затеял против него военные действия.
А вот мировое общественное мнение и две конкурирующие сверхдержавы — США и СССР — не сговариваясь, пришли к иному мнению: Насер — вовсе не Гитлер, а благородный борец с пережитками колониализма. Англичане были вынуждены поджать хвост и оставить Египет в покое.
В случае с украинским кризисом 2014 года, как мне кажется, тоже имеет место каскад ложных аналогий. На Западе думают и действуют, исходя из «презумпции виновности» России. Москва — по определению агрессор. Любое плохое событие на Украине — обязательно результат хитроумных козней Кремля. Но не стал ли Запад, подобно Энтони Идену, пленником своих предрассудков?
Может ли кто-то дать ответ, скажем, на такой вопрос: зачем России присоединять к себе Донецк и Харьков? Затем, чтобы обрушить свою экономику, на десятилетия поссориться с Западом и безнадежно запутаться в хитросплетениях украинской внутриполитической смуты? Мы что — страна мазохистов, так, что ли, получается? С точки зрения США и ЕС, видимо, так.