Уголовные дела, возбужденные в Крыму и Севастополе до 21 марта по УК Украины, будут перевозбуждены в соответствии с УК России. Одни в итоге получат срок больше, чем предполагали, а другие — меньше. «МК» с помощью экспертов сравнил уголовное законодательство двух стран. А заодно выяснил, как живут заключенные Крыма и Севастополя.
«Ни одно уголовное дело не пропадет из нашего внимания, потому что у нас осуществляется полная регистрация всех материалов», — официально заявил руководитель следственных подразделений Крыма Олег Кирилин. И добавил, что дела перевозбудят теперь уже согласно УК России. Если, по мнению следствия, вина человека доказана, то материалы направят в суд, где будут судить опять-таки по российским, а не украинским законам. Такая же ситуация и на Севастополе.
Эксперты чуть ли не в один голос заявляют, что УК и УПК двух стран похожи, как близнецы. В конце концов все они, что называется, родом из СССР: документы разрабатывались на основе старого советского уголовного законодательства, между прочим, признанного один из самых удачных в мире.
- И все-таки различия украинского и российского судопроизводства есть, - говорит эксперт-юрист, бывший сотрудник спецслужб Владимир Лялин. - Причем, в России преступники рискуют получить срок в два раза больше, чем им грозил бы на Украине. Возьмем, к примеру, взятки. Максимальный срок за это преступление на Украине — 10 лет, в России — 15 (с отягчающими обстоятельствами, такими как вымогательство, особо крупный размер). Насильников и педофилов на Украине также наказывают более мягко, чем у в России: там предусмотрено максимум 15 лет, у нас - вплоть до пожизненного заключения плюс химическая кастрация. Зато наше УК более гуманно к тем, кто является родителем. На Украине отсрочка наказания представляется матерям, имеющим детей до 7 лет, в России же — в возрасте до 14 лет (причем, это касается и отцов, если они воспитывают детей в одиночку).
Но самое главное даже не это. До приговора ведь дело еще должно дойти, а как раз «пути-дороги» у украинского и российского законодательства не всегда идут параллельно. Во-первых, отличается процесс возбуждения уголовного дела. В России это происходит не иначе как по заявлению потерпевшего или его представителя (или просто при наличии оснований, а что им считать, четко прописано). На Украине само понятие «возбуждение уголовного дела» упразднено. Там в течение 24 часов с момента получения сообщения о преступлении следователь обязан внести эти данные в электронный Единый государственный реестр досудебных расследований и начать следствие.
- Поэтому даже получив откровенный донос, следователь имеет право проводить допросы, обыски и изъятие документов, - говорят специалисты. - А еще доказательством по УПК Украины могут быть показания оперативников. А ведь мы понимаем, что оперуполномоченные зависимы от следователя и могут сказать всё, что ему нужно. На Украине в отличии от России следователь не выносит постановления о признании человека потерпевшим. И вообще там пострадавший при желании может выступать в качестве свидетеля. А забавнее всего другое: на Украине жертва может стать прокурором: если гособвинитель откажется от поддержания обвинения в суде, то потерпевший может сделать это сам.
И таких нюансов на самом деле множество. Чтобы разобраться, как быть со всем этим в Крым даже выехала делегация из Верховного суда РФ. Сейчас они разрабатывают рекомендации, как быть в самых противоречивых ситуациях, к примеру, если осужденный по украинским законам подал апелляцию сейчас.
-Сейчас правоохранительная и судебная система переживает исторический момент, - говорят в ВС. - И без «промежуточных» соглашений не обойтись.
Как раз такие документы готовят одновременно несколько ведомств МВД, СК, Генпрокуратра и ВС. Наши право охранители шутят, что зато много рецидивистов в Крыму и Севастополе испарится. Точнее, с тех, кто был признан таковым, снимут «клеймо». А все потому что, украинский УК рецидивистами считает всех, кто совершил повторное преступление, без исключения. По уголовному закону России для признания рецидива не учитываются судимости за преступления небольшой тяжести, совершенные в возрасте до 18 лет и за те, которые наказывались условным сроком.