Депутат Сидякин — об «уголовке» за митинги: «Если махровые редецивисты баррикады сделали...»

Ветераны протестного движения уже придумали, как обойти новый закон

Организаторы несанкционированных митингов вскоре, возможно, смогут загреметь в колонию на целых пять лет. А если повезёт — отделаются всего лишь штрафом до миллиона рублей. Поправки, вводящие столь серьёзное уголовное наказание за участие в митингах, внесла на рассмотрение Госдумы группа депутатов во главе с единороссом Александром Сидякиным. «Нет, это не первоапрельская шутка: законопроект внесли 31 марта!» — заявил «МК» парламентарий.

Ветераны протестного движения уже придумали, как обойти новый закон
Рисунок Алексея Меринова

«Криминализация» — так это называется на юридическом языке. До сих пор штрафы «за митинги» повышали в рамках административной ответственности, теперь же предлагается ввести новую статью Уголовного кодекса. Да ещё с говорящим номером — 212-1, в то время как статья 212 УК — это «массовые беспорядки». Под новую «митинговую» статью подпадут те, кто в течение полугода более двух раз попадался на «нарушении установленного порядка проведения» массовых акций. Третий административный привод автоматически «перерастает» в уголовную статью. Такую схему предлагал на прошлой неделе президенту Владимиру Путину сенатор Андрей Клишас, только у него идея была ещё более жесткой: криминализировать не только организацию, но и само участие в «несанкте» (так на протестном сленге называются несогласованные акции).

Штраф по 212-1 бухнули такой, чтобы разом выжечь в кошельках организаторах незаживающие дыры: от 600 тысяч рублей до миллиона. А максимальное наказание — пять лет лишения свободы. Для сравнения: осуждённому за организацию беспорядков на Болотной площади 6 мая 2012 года Константину Лебедеву дали 2,5 года. А значит, созыв мирного митинга теперь может обойтись «несогласным» в два раза дороже, чем Лебедеву, — доказанное вроде бы сотрудничество с грузинским спецом по «оранжевым революциям» Гиви Таргамадзе.

До сих пор размер административных штрафов за участие в митингах стартовал с отметки 300 тысяч рублей. Да и эту планку Конституционный суд в феврале 2013 года счёл чересчур высокой, разрешив судам до внесения поправок в законодательство назначать наказание ниже «минималки». Как правило, штрафовали нарушителей на 10 тысяч. В августе прошлого года правительство внесло в Госдуму законопроект, который предусматривал мягкое «откручивание» гаек в митинговом законодательстве — во исполнение решения КС. Он был даже принят в первом чтении, хотя до второго дело так и не дошло. А 18 марта Путин, обращаясь к Федеральному собранию с посланием по поводу присоединения Крыма, признал за гражданами «права на мирный протест», сказав: «Хорошо понимаю тех, кто с мирными лозунгами вышел на Майдан, выступая против коррупции, неэффективного госуправления, бедности...» После этого в «митинговом» вопросе стали ждать локальной оттепели, но напрасно.

Сам Александр Сидякин уверен, что решение КС к его инициативе не имеет отношения.

— Решение КС было снизить минимальную планку штрафа для участников акций, а мы вводим уголовную статью для организаторов, — объясняет «МК» Сидякин («Единая Россия»). — Причём для организаторов, которые нарушили порядок проведения митингов более двух раз. Это должен быть такой махровый рецидивист, на котором клейма ставить негде. Вот когда он организует мероприятие и оно перерастает в перекрытие дорог, покрышки жгут, баррикады сделали — раз, два, на третий его привлекают к ответственности, раз человек не понимает.

В России жечь на улицах покрышки пока никто не пытался, так что на инициативу г-на Сидякина, очевидно, вдохновили события на Украине. «Не хочу, чтобы в нашем городе было, как на Грушевского», — объяснил он свою мотивацию в личном микроблоге. Хотя в беседе с «МК» он признаёт, что «социально-экономическая ситуация к массовым протестам не располагает, рейтинг доверия власти — 82%, нет оснований опасаться Майдана».

Глава юридической службы КПРФ, депутат ГД Вадим Соловьёв заверил «МК», что коммунисты идею Сидякина не поддержат. «Единая Россия» делает выводы из Майдана, но это уже перебор, — сказал парламентарий. — У нас на местах уже запрещают даже проведение традиционных акций 1 мая и 7 ноября! Они боятся правой оппозиции, а лупят по нам. Нельзя закрывать всё, иначе котёл взорвётся».

Впрочем, ещё вопрос, выйдет ли инициатива депутата Сидякина на голосование. Возможно, это всего лишь первая законотворческая фантазия на заданную тему. Ведь после идеи Клишаса об ограничении двойного гражданства в Думе появилось аж три подобных.

К тому же бывалые ветераны «несанкта» уже знают, как обойти статью 212-1: выставлять организаторами каждый раз нового человека с лагом в полгода, чтобы избежать «неоднократности». «Такая практика по сути действует с тех пор, как были приняты поправки, согласно которым не могут подавать уведомления об акциях люди, ранее привлекавшиеся по статье 20.2 КоАП за нарушение порядка проведения акций», — говорит «МК» бывший московский гауляйтер запрещённой Национал-большевистской партии Роман Попков. Вопрос лишь в том, какими поправками обрастёт законопроект ко второму чтению.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26492 от 2 апреля 2014

Заголовок в газете: Дай миллион!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру