Олег БОНДАРЕНКО, директор Российско-Украинского информационного центра
1. На данный момент - да. Но я до сих пор абсолютно не уверен, что эти выборы вообще состоятся. Любой Ярош заинтересован в срыве этих выборов, потому что они выводят ситуацию из уличной в политическую. А все лидеры Майдана - игроки не политические, а уличные.
2. Я прогнозирую низкую явку на Юго-Востоке, а между Тимошенко и Порошенко Юго-Восток не выберет никого. Местные элиты зачищены, люди в первом туре будут голосовать за Царева или Симоненко. Добкин получит 3-4%, не больше. Добкин не самостоятелен, именно поэтому выбрали его, а не Тигипко. Тигипко, став кандидатом от партии, сделался бы главным в «Партии регионов», и это там понимают, и этого бы не хотела «старая гвардия».
3. Отсутствие Крыма мало что изменил в раскладе сил, потому что на этих выборах нет кандидата, за которого бы Крым проголосовал.
4. Всё ещё может поменяться! А потом — разве есть какой-то выбор?
5. Зачем нужна была революция — спросите у тех кто ее делал. Во всем этом заинтересован Запад. Но в любом случае не надо придавать большое значение этим выборам, это проходящая сцена. Ключевой является революция, которая продолжается, и как она продолжится - это интересно.
Алексей МАКАРКИН, замгендиректора Центра политтехнологий:
1. Главные оппоненты — Тимошенко и Порошенко. Тимошенко по опросам сильно отстает от Порошенко, который явно хотел бы выиграть выборы сразу в первом же туре. Тимошенко будет мобилизовывать Запад, голоса Востока для нее практически закрыты. А Порошенко для значительной части оппозиции приемлем, к нему перешла часть избирателей Януковича и, видимо, перейдет часть избирателей Кличко.
2. Проблема Востока в том, что «Партия регионов» поддержала достаточно слабого кандидата Добкина, потому что он не конкурент Ринату Ахметову, который реально контролирует партию. Но если Добкин сможет нарастить свой ресурс, то он мог бы составить конкуренцию Тимошенко, тем более что ослаблен Тигипко. Юго-Восток железно голосует за Порошенко во втором туре, если до этого дойдет дело.
3. Отсутствие Крыма сильно не изменит расклад, но даст меньше шансов кандидату от «Партии регионов» Добкину — в Крыму большинство проголосовало бы за него.
4. Будет новая Конституция, какая она будет — неизвестно, идёт ее разработка. Всенародно избранный президент — фигура в любом случае важная, у него прямой мандат от избирателей, его мандат будет более актуальным, чем у Рады. И многое зависит от человека. За первый пост борются два амбициозных сильных политика — думаю, что избранный президент даже при ограниченных полномочиях номинальной фигурой не будет.
5. Когда мы так ставим вопрос, мы исходим из того, что Майдан был устроен заговором. Но Майдан возник во многом стихийно, как протест против Януковича и его коррупции. И сами лидеры Майдана им не управляли. Площадь сама их радикализировала. Если бы все зависело от элит, они продумали бы другой вариант. У нас считается, что элиты всегда могут договориться и сказать «ребята, расходитесь», - но это не всегда так. Кто-то и хотел бы подождать 2015 года, но уже было нельзя.
Читайте материал «В президенты!» Вся украинская рать: от Порошенко до Тимошенко»
Андрей БОДРОВ, замглавы правления Ассоциации политических консультантов Украины:
1. Да, больших неожиданностей относительно второго тура не предвидится, кандидат «Партии регионов» Михаил Добкин скорее всего не сможет консолидировать электорат и пробиться во второй тур, так что второй тур не станет противостоянием Юго-Востока и Центральной и Западной Украины. А противостояние Тимошенко и Порошенко — старая история: в 2004-2005 годах так называемая команда «дорогих друзей» президента Ющенко распалась именно из-за конфликта Порошенко и Тимошенко. Можно предвидеть, что второй тур станет зрелищным в плане войны компроматов и будет дальше разрушать легитимность вертикали власти.
2. Значительная часть юго-восточного электората откажется от участия в выборах, потому что антирейтинг Тимошенко в этом регионе исторически очень высок, а антирейтинг Порошенко подрос за время Майдана. Но менее аллергенным кандидатом будет Порошенко. Почему выбор «Партии регионов» пал на Добкина? Думаю, Ахметова, который является основным акционером партии, смущала неконтролируемость господина Тягипко. Если расценивать выбор Добкина исходя из добрых намерений, то, возможно, в «Партии регионов» просчитали, что лучше не допускать выхода во второй тур кандидата от Юго-Востока во избежание раскола страны.
3. Украинские власти до сих пор занимают позицию страуса, который воткнулся головой в песок, и считают, что Крым будет голосовать на выборах президента, образуют для них участки. Насколько я понимаю настроения крымчан, таких людей, которые поедут избирать президента Украины, будет не более нескольких десятков. В плане баланса сил это сыграет не в пользу кандидатов, которые всегда опирались на юго-восточные регионы и русскоязычное население. В хорошие времена Кремль за таких кандидатов давал до 1 миллиона голосов.
4. Механизм отката к Конституции 2004 года изобиловал нарушениями и не является абсолютно легитимным. Тот же Конституционный суд может обжаловать возвращение к Конституции 2004 года, и волшебным образом вернуться к Конституции 1996 — соответственно, вернуть все полномочия президенту. Думаю, те кандидаты, которые сейчас баллотируются, держат это в голове.
5. Никто не мог предсказать исход Майдана. Это была попытка внести в систему Януковича какую-то турбулентность. А в результате кандидаты будут избираться почти на голом поле: ушёл Крым, ушли бизнесмены из «Партии регионов» - и в результате её оппоненты получили почти бесконкурентную ситуацию, которой при нормальном развитии событий в 2015 году не было бы.
Владимир ЖАРИХИН, замдиректора Института стран СНГ:
1. К сожалению, это так. Стоило устраивать все эти Майданы и терять Крым, чтобы на полгода раньше увидеть все те же кандидатуры.
2. Это все и сделано для того, чтобы Юго-Восток кого-то поддержал, но ничего не получил. Юго-Восток поделится между Тигипко и Добкиным, и не выпустит никого из них во второй тур. Явка там будет меньше обычного, и преференции сместятся в пользу Запада и центра. Во втором туре поддержат Порошенко - поэтому он сидит под корягой и не позволяет себе никаких антироссийских высказываний, в отличие от Юлии Владимировны, которая пустилась во все тяжкие, понимая, что Юго-Восток для неё потерян. Не исключаю, что проигравшие первые тур Тигипко и Добкин могут во втором отдать свои голоса Порошенко.
3. Конечно, изменит: все смещается в сторону Центра и Запада. Раньше если у кандидата с Востока нет двух судимостей, то он выигрывал в первом туре, а сейчас это уже не так.
4. Ни Юлия Владимировна, ни Порошенко этого не хотят, поэтому после избрания любого из них развернётся жестокая борьба с Яценюком за то, чтобы вернуть Конституцию в первоначальный вид. Больше Тимошенко никто не натерпелся от Конституции 2004 года в борьбе с Ющенко.
5. Если задачи внутренние подменить на внешние, то понятно, зачем это надо. Задача американцев — надолго поссорить Украину с Россией, а Россию с ЕС — выполнена. Украине объективно было бы выгодно войти в зону свободной торговли с ЕС и Россией, тогда и выбирать между Востоком и Западом не пришлось бы.
Смотрите видео «Кандидаты в президенты Украины. Незабываемые моменты»
Глеб ПАВЛОВСКИЙ, президент Фонда эффективной политики:
1. По рейтингам это очевидно. Но, во-первых, ещё вопрос - смогут ли состояться сами выборы, это до сих пор не ясно. А во-вторых, Россия вряд ли откажется от того, чтобы покровительствовать русским на Востоке и Юге и оказывать давление присутствием вооружённых сил. Поэтому реально судьба украинских выборов решается в переговорах Обамы и Путина, Лаврова и Керри.
А значит, главная повестка дня — гарантии русскоговорящему населению Юго-Востока, причём не только языковые гарантии, но и экономические. И это зависит от того, до чего договорятся Россия и Америка, потому что речь идёт об изменении Конституции Украины. Соглашения достичь тяжело, а сорвать его очень легко — это показал срыв соглашений 21 февраля. Тогда всё перейдёт в формат военного противостояния. И какой смысл обсуждать рейтинги, если не будет не только второго тура, но даже и первого?
2. Пока заметно, что русскоговорящее сообщество Юга и Юго-Востока будут игнорировать или торпедировать эти выборы, но тогда не будет общеукраинского победителя. У Востока впервые на этих выборах нет своего лидера, Добкин и Тигипко достаточно маргинальные фигуры, они, безусловно, не являются лидерами для русскоговорящих. Порошенко выглядит более приемлемым для Юго-Востока.
3. Крым будет важен как тема, и в этом смысле он висит на ногах у правительства, потому что это правительство потеряло Крым. Но по голосам, по массе избирателей изменения будут незначительными. Непонятно, сколько вообще жителей Юго-Востока будут принимать участие в голосовании, ведь у них нет кандидата.
4. Будет другая Конституция, и с этим согласны все в Киеве. А по действующей Конституции исполнительная власть парадоксальна, делится между президентом и премьером. И половина исполнительной власти — это лучше, чем ничего.
5. Это к кому вопрос — к Богу? Революция не спрашивает ни у меня, ни у вас. Она возникает потому, что политики своими действиями загнали людей в угол. Проблема в том, что у нас революция без лидера — а это очень опасный момент, лидер нужен, чтобы поставить точку и сказать «ребята, стоп!» - как это, кстати, сделал Чалый в Севастополе. А в Киеве такого человека не нашлось. Поэтому этим и приходится заниматься Москве и Вашингтону.
Смотрите видео «Сергей Лавров: «Мы знаем, кто координировал организацию стрельбы снайперов»