Дамоклов меч досрочных выборов висит над Думой 6-го созыва с самого первого дня ее избрания. И, строго говоря, вовсе не Миронов актуализировал эту тему в связи с присоединением Крыма. «Неделю назад я написал на своей страничке в социальной сети, что вероятность досрочных выборов в Госдуму возросла, — теперь чувствую ответственность перед политической системой!» — со смехом сказал «МК» директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. Шутки шутками, а эксперт считает такой сценарий совершенно реальным. «На мой взгляд, у Путина есть вопросы по нынешнему составу Госдумы, — обосновывает он свою точку зрения. — Конечно, по уровню лояльности она его устраивает и прекрасно выполняет роль отдела штамповки законопроектов при Кремле. Но качество предлагаемых решений низкое». Самостоятельной законотворческой деятельности парламентарии давно практически не ведут, ограничивая свою активность внесением лоббистских или просто пиаровских инициатив. «Нынешний состав Думы — худший за всю историю российского парламентаризма, — уверен Минченко. — Она избиралась по партспискам, поэтому там много «коммерческих» депутатов и представителей внутрипартийной бюрократии». Случись что-то важное — ну, например, резкий обвал курса рубля или другие экономические трудности, — эти депутаты не смогут выступить посредниками между властью и электоратом. По мнению политолога, Кремлю было бы выгоднее сейчас, на фоне высоких рейтингов, переизбрать Думу с половиной одномандатников в составе. Мажоритарии не такие управляемые и лояльные, зато пользуются авторитетом и опираются на общественное мнение. «В 2014 году выборы провести мы уже не успеваем, тем более что переходный период для Крыма продлится до 1 января, — отмечает Минченко. — А вот в 2015 году уже можно». Заодно это станет смотром новых политсил накануне президентских выборов и возможной новой гонки за место преемника.
«Досрочные выборы Госдумы в России просто невозможно реализовать», — в беседе с «МК» заочно оппонирует коллеге замдиректора Фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» Александр Пожалов. Он отмечает, что Дума — один из самых защищенных по Конституции органов власти: чтобы ее распустить, нужен серьезный конфликт между парламентариями и президентом или премьером. Например, чтобы глава государства внес на утверждение ГД кандидатуру премьера и ее трижды бы не утвердили. Конечно, от нашей послушной Думы можно было бы ожидать и покорного политического суицида по приказу сверху, но вряд ли Кремль пошел бы на то, чтобы провоцировать внутриэлитные конфликты в связи с досрочными выборами. Да, сейчас рейтинг одобрения Путина достигает 80%, но необязательно высокий личный рейтинг президента будет распространяться на партию власти.
А вот на региональных губернаторских выборах «тема Крыма» может сказаться. Уже сейчас сообщается о том, что 25 губернаторов к 14 сентября пойдут на выборы, из них к переизбранию Кремль готовит лишь несколько человек, остальных заменят. На подъеме доверия к власти делать это очень удобно. «Если стоит задача переизбрать максимальное число губернаторов, то крымская история может сыграть свою роль, — говорит Пожалов. — Однако не губернаторы будут являться субъектами принятия этих решений».