Люстрация это эдакое правовое уничтожение политических конкурентов. Нет, убивать людей, работавших при прошлой власти, никто не будет. Им просто запретят занимать любые государственные должности.
В длинном списке фигурируют в полном составе семейства экс-президента Виктора Януковича, экс-вице-премьера Андрея Клюева, бывшего премьер-министра Николая Азарова, экс-министра МВД Виталия Захарченко и так далее. Вместе с детьми и женами предлагается люстрировать всех видных «регионалов», откровенно высказывавшихся против новоиспеченных деятелей и их методов захвата власти. В частности, там значатся фамилии депутатов Верховной рады от ПР Вадима Колесниченко, Сергея Арбузова, Олега Царева. Однако здравый рассудок отказывается воспринимать, чем перед киевской «хунтой» провинились малые дети? В люстрационный список, к примеру, попали 8-летний Всеволод Колесниченко, 10-летняя Екатерина Царева, 6-летний Игорь Царев, 11-летний Сергей Клюев, 10-летний Михаил Арбузов и так далее. Как они успели навредить нации?
А вот таких «безобидных» деятелей, как «газовая принцесса» Юлия Тимошенко, «шоколадный король» Петр Порошенко, олигархи Ринат Ахметов, Игорь Коломойский, Сергея Тарута, в люстрационном списке почему-то не оказалось. Вероятно, их капиталы нажиты исключительно честным непосильным трудом. Но это легко объяснимо: олигархи, люстрации которых требовали на Майдане в первую очередь, сегодня нужны новой власти. А Тимошенко, выйдя из мест не столь отдаленных, де-факто сейчас и есть «новая» украинская власть. Само собой, люстрации не собираются подвергать и Арсения Яценюка с Александром Турчиновым, которые давно и прочно окопались во власти. И уж точно успели поработать на режим Януковича. Яценюк — аж в ранге министра экономики. Новеньким во всей этой компании можно назвать только Виталия Кличко.
Тем временем Майдан выдвигал совсем иные люстрационные требования и условия для людей, которые хотят прийти к власти:
— не должен входить в список ста богатейших людей Украины;
— не должен занимать руководящую должность в исполнительной власти с начала 2010 года;
— не должен быть работником администрации президента с начала 2010 года;
— не должен быть причастен к нарушениям прав человека и коррупционной деятельности.
И все вышеперечисленные персоны как раз лучшим образом вписываются не во властные кресла, а в пресловутый люстрационный список. Посудите сами. Юлия Тимошенко занимала руководящие посты и при президенте Кучме, и при Ющенко, который, кстати, хотел ее посадить за «измену Родине» из-за невыгодных газовых контрактов. Не успел, это сделал за него Янукович.
Петр Порошенко числится, по данным Forbes, пятым в списке украинских богачей. Две его последние государственные должности — министр иностранных дел с октября 2009 года по март 2010-го и министр экономического развития и торговли Украины с марта 2010-го по декабрь 2012 года.
Игорь Коломойский занимает 2-е место в рейтинге самых богатых украинцев с состоянием $3,645 млрд. Ринат Ахметов — наибогатейший человек в «незалежной» и 26-й в мире с состоянием в $22,3 млрд.
Да, кстати, Майдан требовал люстрации, чтобы во власть пришли свежие, незапятнанные коррупцией люди. Один из таковых — новый генпрокурор Махницкий, одобренный площадью, на днях был замечен в отделе продаж престижной недвижимости «Новопечерские липки» по улице Драгомирова. Выбирал себе домик за несколько миллионов долларов. «Приехал на новеньком «Мерседесе» S-класса, в сопровождении трех охранников. Менеджер показывал дома на макетах, что-то объяснял. Визит осуществлялся в 10 утра — в рабочее время. У Махницкого и его жены в декларации за 2013 год не указано ни копейки сбережений. Комментировать не буду — предлагаю делать это вам», — сообщает журналист Лещенко, который был рупором «Евромайдана». Интересно, когда свеженьких «народных избранников» люстрировать будут?
Екатерина Петухова
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Алексей МАКАРКИН, замгендиректора Центра политтехнологий:
— Идея люстрации возникла из-за желания части украинских радикальных политиков разобраться с оппонентами, а общества — с коррупционерами, ворами, ангажированными судьями. Но сейчас проводить люстрацию — значит расколоть общество. Чистки сильно затронут часть украинских элит, и им останется либо уезжать, либо обособляться вплоть до отделения юго-востока, который совсем не хочет попадать под люстрацию.
В свое время в странах бывшего Варшавского Договора была разная практика. Например, в Чехии, когда раздавили «пражскую весну», всех коммунистов-реформаторов исключили из рядов компартии, сделали аутсайдерами, и потом на это пошла реакция в виде люстрации. В других странах этого не наблюдалось, поэтому такой люстрации не было — как, например, в Венгрии, где все относительно спокойно договорились друг с другом. Была особая ситуация у поляков, где как таковая люстрация — запрет на участие в общественной и политической деятельности — отсутствовала, но те люди, которые сотрудничали с органами ГБ, должны были об этом сообщать, имена их были раскрыты, и выяснилось, что там довольно много известных деятелей. Потом у поляков пришел новый президент, Качинский, и решил провести более суровые люстрации и снова всех проверить под микроскопом, но страна была уже членом ЕС, и европейские страны такую инквизицию осудили.
Полагаю, что в результате и на Украине будут приняты решения ограниченного характера, например, в отношении судей, которые принимали очевидно противозаконные решения. Чтобы люстрации касались членов семей и особенно несовершеннолетних детей — такого я никогда не слышал. Коллективная ответственность — это выходит за рамки современного правосознания. Думаю, Запад такие меры не одобрит.
Наталья Рожкова
Смотрите видео: Конец истории о Сашко Билом? Похороны героя