Справка «МК». На сегодняшний день в мире существуют всего два центра подготовки боевых дельфинов — на базе в Сан-Диего (США) и в Севастополе.
- Советский океанариум, открывшийся в 1967 году в Казачьей Бухте Севастополя, был самым лучшим в мире, - поясняет один из главных в России специалистов по дельфинам Лев МУХАМЕТОВ. - В нем содержалось более сотни черноморских афалин, морских котиков и сивучей. Оснащение было самым современным — огромные морские вольеры, наземный бассейн, гидродинамический канал, в котором ученые вели круглосуточные исследования морских млекопитающих.
Почему именно дельфинов призвали на службу в армию? Потому что они обладают самым совершенным телом и особым строением кожного покрова, которые помогают развивать сумасшедшую скорость под водой. А потому делают дельфинов незаменимыми «спецназовцами». Главное предназначение морских млекопитающих в армии — поиск торпед, мин и охрана особо важных объектов. Крымские дельфины могли обнаруживать предметы на глубине до 120 метров и даже десантироваться с вертолета.
Дрессировщик Андрей КАЛГАНОВ, который сам тренировал "срочников с плавниками", а его отец стоял у истоков программы, рассказал «МК», что помимо дельфинов-пограничников, ранящих подводных лазутчиков или срывающих с них маски, готовили еще и отряды дельфинов-десантников, а также дельфинов-камикадзе.
Первые за 3-4 часа могли оказаться в любой точке планеты.
- Например, поступает задание – обезвредить банду аквалангистов в Средиземном море. Тогда дельфинов погружали на самолеты, а потом сбрасывали с парашютом в нужной точке, - вспоминает Калганов. - Они оказались неплохими парашютистами. Только однажды мне рассказывали, как у дельфина не раскрылся парашют, потому что не сработала автоматика. К счастью, обошлось без жертв.
А вот становиться смертниками умные млекопитающие категорически отказывались. По задумке дельфин должен был подплывать к вражескому кораблю с прикрепленной на теле миной и взрываться вместе с ним. Но животные просто дезертировали с учений. Тогда в мозг дельфинов решили вживлять электроды, через которые пропускали ток. Таким образом можно было управлять движениями бойца.
- Правда, от этой идеи отказались очень быстро, – сложнейшие операции на мозге млекопитающих вряд ли могли окупиться, - рассказывал Калганов.
Превращение животного в бойца занимало в среднем два года.
- Дрессировщик в водолазном костюме и с емкостью, полной рыбы, погружался в вольер с дельфинами, которых перед этим не кормили пару дней. Голодные животные начинали виться вокруг ментора. Но награждал он только тех, кто дотронется до него своим носом. Поэтому во время выполнения боевого задания у дельфина нет цели поранить или застрелить аквалангиста - он просто выпрашивает у него рыбу.
Кстати, американские сородичи наших дельфинов в то далекое время отставали от наших в подготовке.
- Позже, когда американцы вели войну в Персидском заливе, они привлекали своих плавучих воинов для разминирования прибрежной акватории перед высадкой десанта, - поясняет Мухаметов. - Дельфин ведь на глубине способен заметить любой предмет при помощи своей эхолокации, испуская высокочастотные волны и улавливая их отражение от предметов. После обнаружения мины обученные американские «разведчики» подплывали к ней, и ставили «метку», сбрасывая прикрепленный на их теле поплавок.
Одно время ходили слухи, что в бухте Камрань в Южно-Китайском море американцы защищались от вьетнамцев при помощи водоплавающих охранников. Те встречали не прошенных аквалангистов, нанося им удар прикрепленным к удлиненной морде ножом или шприцем с парализующим веществом. Однако мне мало в это верится. Что если дельфины-убийцы в какой-то момент могли перепутать своих с чужими?
- Но в каких-то реальных операциях севастопольские дельфины участвовали?
- Наши использовались при поиске учебных торпед, оборудованных специальными датчиками. Они иногда терялись во время учений, а поскольку стоили довольно дорого, то экономический эффект от помощи дельфинов был вполне ощутим. Однажды севастопольский дельфин обнаружил на дне моря затонувшую экспериментальную подлодку, чем очень помог разработчикам.
Помню, как-то я присутствовал при тренировке дельфинов по охране 700-метровой бухты на подходе к Севастополю. Там был установлен большой плавающий вольер, представляющий собой металлическую конструкцию на поплавках, обтянутую сеткой. Как только дельфин, находящийся на посту, замечал «нарушителя» на глубине, он первым делом поднимался к поплавку, где своей заостренной мордой нажимал на специальную педаль, включая сигнализацию. Затем он открывал калитку вольера и начинал преследование аквалангиста.
Данную методику, кстати, во время сочинской олимпиады использовали для охраны местного порта, где базировались зарубежные плавучие отели. Местные жители рассказывали, что видели недалеко от кораблей сетчатые вольеры, из которых периодически высовывались головы белых китов — белух.
После распада СССР севастопольский дельфинарий перешел под юрисдикцию Украины, и его военные программы были практически свернуты. В начале 90-х там проводили шоу и терапевтическое плаванье, сейчас осталось только плаванье. Вернут ли ли крымским дельфинам-врачам их былую военную квалификацию, или для военной науки наберут новых, теперь зависит от российских военных. По крайней мере в среду они уже взяли на баланс оставшихся афалин и котиков, расписали на них продовольствие. Хотя, например, дрессировщик Калганов скептически относится к эффекту от службы афалин в армии.
- Это 20 лет назад животное могло дать фору любому радару. Теперь дельфин - не конкурент военным разработкам.