Законопроект был внесен в Госдуму в декабре 2012 года группой депутатов во главе с председателем Комитета по культуре Станиславом Говорухиным («ЕР»). Работа над текстом шла неспешно: первое чтение состоялось в апреле 2013 года, до второго дело дошло лишь сейчас.
Документ вносит изменения сразу в несколько действующих законов. Среди них — Закон «О государственной поддержке кинематографии в РФ». В нем появляется новая статья под названием «Прокатное удостоверение на фильм». Без получения такого удостоверения прокат фильма и показ его в России не допускаются. А удостоверение не выдадут, если в фильме есть «материалы, нарушающие законодательство РФ о противодействии терроризму и экстремистской деятельности и (или) законодательство РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию», а также информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотиков. «Нецензурная брань» — еще одно из оснований для отказа в прокате.
Смотрите видео «Мировые шедевры без мата, секса и с мороженым вместо сигарет»
Запрещено будет использовать матерные слова и при «публичном исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества», при проведении «театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных мероприятий». То есть в театре и на концертах. Кодекс об административных правонарушениях дополняется новой статьей, по которой администрацию театра, допустившего показ спектакля, где герои грязно ругаются, или исполнителя стихов, содержащих ненормативную лексику, оштрафуют: гражданин выложит 2 или 2,5 тысячи рублей, должностное лицо — от 4 до 5 тысяч рублей, а юрлицо — от 40 до 50 тысяч рублей. Злостных нарушителей накажут еще суровее: гражданам грозит штраф в 2,5–5 тысяч рублей, должностным лицам — от 5 до 20 тысяч рублей или даже дисквалификация на срок от полугода до года. Предпринимателям-«рецидивистам» в качестве альтернативы штрафу обещано приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Что делать со спектаклями, которые уже идут на сценах московских театрах? Обильным использованием нецензурных слов грешит так называемая «новая драматургия»...
Видимо, снимать. В прямом и переносном смысле: законопроект разрешает продавать аудиозаписи, видеозаписи, фонограммы, содержащие нецензурную брань. Но маркировки «18+», принятой сейчас, уже недостаточно: такой товар приравнивается к порнографии и сможет распространяться лишь «в запечатанной упаковке и при наличии текстового предупреждения в виде словосочетания «содержит нецензурную брань». Нарушителям обещаны аналогичные перечисленным выше наказания.
И на книги это требование распространяется. Значит, произведения Владимира Сорокина, Владимира Пелевина и многих других современных авторов, и даже некоторые произведения Александра Пушкина и российских классиков будут стоять на полках книжных магазинов только в упаковке.
Новые требования, по замыслу авторов, вступят в силу с 1 июня 2014 года. Все видеозаписи, фонограммы, книги, выпущенные до этой даты, под них не подпадают.
Кстати, в конце 2013 года Роскомнадзор в ходе работы над применением закона о запрете мата в СМИ и на телевидении на основании экспертного заключения специалистов Института русского языка определил, какие слова следует считать нецензурными: это нецензурное название женского и мужского половых органов, нецензурное название полового акта, нецензурное название женщины легкого поведения и все производные от этих слов слова и выражения.
На сцене ругаться матом будет нельзя, а на улице — пожалуйста. В КоАПе нет статьи, карающей за нецензурную брань в общественных местах. Есть лишь статья под названием «Мелкое хулиганство», которую правоохранительные органы при желании могут использовать для наказания сквернословов, но почему-то не используют. Может, потому, что сами зачастую матерятся через слово. Или потому, что «мелким хулиганством» сам по себе мат на улице или в транспорте не считается, наказуем он лишь в том случае, если «сопровождает» нарушение общественного порядка... Штраф, который грозит в этом случае, — от 500 до 1 тысячи рублей. Альтернатива — арест на срок до 15 суток.
Марина Озерова
...Разумеется, принятие закона о запрете публичной трансляции бранных слов в первую очередь ударит по театру. Мы знаем спектакли Богомолова, знаем остроумную «Анархию» с Ефремовым и Певцовым в «Современнике», знаем, понятно, ТЕАТР.DOC Михаила Угарова. Вот ему-то мы и решили позвонить.
— Есть театры послушные, а есть не очень. В послушных театрах строго следуют букве закона, особенно где трусливые директора связаны с какими-то финансовыми сложностями. И на этих директоров легко влиять. А есть театры непослушные. И там спектакли как шли, так и идут.
По сути — закон идиотский. Со сцены мат уместен, когда это оправданно.
Мне-то кажется, что русский мат — это благо. Великая вещь. Ведь очень часто мат из людей выпускает агрессию, которая могла бы перейти в физическое действие. А так агрессия выходит ритуально-словесно. Поэтому это великое изобретение, когда кто-то вместо того, чтобы нож воткнуть, послал на три буквы. Это гуманно, это здорово.
Смотрите видео: "Мировые шедевры без мата, секса и с мороженым вместо сигарет"