— Я как раз был среди тех, кто «штурмовал» штаб, — рассказал нам журналист Михаил Славин.
По его словам, ситуация развивалась так. В 8 утра возле ворот штаба ВМС Украины собрался митинг из родителей военнослужащих данной части. Они предлагали солдатам определиться: либо «уйти в отставку», либо перейти в крымские войска, либо уехать.
Но затем эмоции митингующих возобладали, группа мужчин, среди которых были и силы самообороны Крыма, и казаки, «болгаркой» спилили металлический засов на воротах. После чего толпа ворвалась на территорию части. «Самое забавное, что впереди всех бежали корреспонденты китайских и японских телекомпаний и другие журналисты, за ними бежали родители, а потом уже силы самообороны Севастополя. Российские военнослужащие вообще в этом не участвовали. Я был среди тех, кто первым вошел на территорию части и получил дубинкой по плечу», — продолжает рассказ Михаил.
После прорыва гражданских на территории части была сыграна боевая тревога. Около ста бойцов ВМС Украины выстроились стенкой напротив митингующих. Но тут появился микроавтобус, который рассеял линию бойцов. Севастопольцы, воспользовавшись замешательством военных, разбежались по территории части. Казаки и бойцы самообороны Севастополя в это время быстро спустили украинские флаги с флагштоков и заменили их на российские. Женщины же вступили в бурные дискуссии с военнослужащими.
Через некоторое время на территории части появился командующий Черноморским флотом России вице-адмирал Александр Витко. Он был в явной растерянности. Бойцы самообороны взломали перед ним двери в штаб ВМС, и вице-адмирал скрылся за ними. Через пятнадцать минут он вышел, комментарии давать отказался. Но сопровождавший его офицер штаба ЧФ сообщил, что переговоры с главкомом ВМС Украины Гайдуком оказались безрезультатными. На территории части ВМС Украины был также замечен бывший глава Генштаба Украины Юрий Ильин. Он дружески обнялся с вице-адмиралом Витко. После чего командующий ЧФ сел в машину и уехал. Юрий Ильин сообщил журналистам, что в штаб ВМС он прибыл, чтобы перевести переговоры в конструктивное русло, но успеха не достиг.
После этого офицеры штаба начали небольшими группами покидать штаб, вынося с собой личные вещи. Каждую группу сопровождали бойцы сил самообороны во избежание провокаций — чтобы военнослужащих ВМС Украины не оскорбляли, не поливали краской. Но со стороны собравшихся таких поползновений и не было — напротив, все аплодировали. Постепенно все здания штаба были захвачены, за исключением нескольких помещений, где забаррикадировался контр-адмирал Гайдук с группой офицеров. Однако осада не продлилась долго — военные по одному также стали уходить, а командующий был обнаружен в одном из кабинетов в спортивной одежде.
Уже на улице с Сергеем Гайдуком вели разговор несколько человек в штатском — вероятнее всего, сотрудники ФСБ или прокуратуры. Спустя пять минут командующего увезли на глухо затонированной машине. Вероятнее всего, контр-адмирала арестовывать не будут — претензий к нему нет. После допроса он будет выслан самолетом в Киев.
Аналогичным образом развивалась ситуация и в органах руководства ВМСУ. В центре Севастополя на улице Ленина был оцеплен штаб тыла. После непродолжительных переговоров крымские парламентарии вышли из здания и сообщили, что командование обещало освободить здание в течение нескольких часов. Украинские военнослужащие передавали родственникам через забор личные вещи и обещали вечером быть дома. По схожему сценарию развивались события и в Новоозерном, где расположен штаб Южной военно-морской базы.
Параллельно в течение дня стала поступать информация о том, что личный состав дислоцирующейся в Перевальном 36-й отдельной механизированной бригады береговой обороны сдает оружие на склад — вооруженным остался только караул. Спустя несколько часов командование бригады подтвердило этот факт, заметив, однако, что часть остается верной присяге.
Все эти события свидетельствуют о практически полной деморализации расположенных в Крыму подразделений ВС Украины. Очевидно, поняв это, премьер киевского правительства дал поручение своему заму Виталию Яреме и министру обороны Игорю Тенюху вылететь в Крым «для урегулирования ситуации». Крымский же премьер Сергей Аксенов немедленно отреагировал на эту новость, пообещав не принимать самолет. На момент подписания номера в печать Ярема и Тенюх так до Симферополя и не добрались.