- Всего в Крыму будут работать 9 членов Совета Федерации, мы прилетаем не делегацией, а по отдельности, но к утру субботы все должны быть в сборе.
- Какие перед вами стоят задачи?
- Провести мониторинг готовности к референдуму и наблюдение на нем. Мы должны помочь Центризбиркому Крыма в том, чтобы наблюдением было охвачено как можно большее число участков. Надеюсь, что это получится и ни у кого не останется сомнений в легитимности референдума.
- Сенаторы будут координировать работу других российских наблюдателей?
- Нет. Мы совместно с наблюдателями от Госдумы (их будет, ориентировочно, 25 человек) сформируем группы, которые будут объезжать участки в день голосования. А с четверга (это день официального открытия участков) начнем посещать избирательные комиссии. Послушаем, все ли в порядке, нет ли жалоб.
- Будете ли проводить широкие встречи с соотечественниками?
- Нет. Мы не можем вмешиваться и агитировать. Имеем право только наблюдать за соблюдением избирательного законодательства, сформировать свою точку зрения о справедливости результатов референдума и доложить ее в понедельник на пресс-конференции. Но, конечно, у всех нас есть знакомые, друзья, родственники в Крыму. Встречаться с ними не запрещено. Кроме того, если какие-то граждане захотят к нам подойти, пообщаться, поделиться информацией — мы имеем право их выслушать.
- Сколько участков из 1200 планируете объехать лично вы, и в каких частях Крыма?
- Это будем решать не мы, а Центризбирком. Что он предложит — то и будем делать. Наверное, у некоторых сенаторов есть свои предпочтения и пожелания, чтобы не только работать, но и повстречаться с друзьями, и они выскажут их хозяевам. Но как они нас распределят и какие предложат маршруты сейчас мне неизвестно. Все зависит только от хозяев.
- Почему от Совета Федерации, в котором 166 сенаторов, на референдум едут только 9? Неужели не было желающих? И по какому принципу формировалась делегация?
- Численность согласовывалась с принимающей стороной и зависела от ее технологических и организационных возможностей. А при выборе кандидатур исходили из желания, опыта работы с Украиной и Крымом. В моем случае роль сыграло и то, что я представляю приграничный с Украиной регион (Курскую область, - авт..).
- Какие напутствия вы получили перед отлетом от спикера Совфеда, МИДа, других властных структур?
- Когда состав нашей группы согласовывался и окончательно утверждался, Валентина Матвиенко проинструктировала нас об особенностях миссии наблюдателей. Хотя для большинства из нас она не нова. Мы достаточно часто ездим на выборы в другие страны.
- Каковы ваши первые впечатления о готовности Крыма к референдуму?
- В Симферополе все участки заработали, а главное то, что люди улыбаются, у них хорошее настроение, они ждут праздника.
- Россия как-то технически и материально помогала подготовке: бумагой, типографскими услугами, урнами?..
- Это все в компетенции местных органов власти и избиркомов.