Поправки в федеральное законодательство были внесены в Госдуму в январе, по итогам предновогоднего теракта в Волгограде. Законопроект предлагает отменить срок давности по делам террористической направленности, ужесточить сроки наказания за ряд деяний — например, за содействие финансированию злоумышленников, прохождение подготовки в террористических спецлагерях и организацию незаконных вооруженных формирований. А за угон самолётов, теплоходов и поездов предлагается давать до максимального срока — пожизненного.
Ряд нововведений коснётся непосредственно обычных граждан, которые и не думали вступать ни в какие формирования. Во-первых, поправками в закон «О ФСБ» сотрудникам спецслужб предлагается дать право обыскивать граждан, досматривать их вещи и транспорт. Апологеты этой новеллы говорят, что она поможет устранить существующее в УПК противоречие: до сих пор «спецслужбисты» имели право возбуждать и расследовать уголовные дела, а вот досматривать подозрительных граждан в рамках этого расследования не могли.
Самый широкий отклик в сердцах граждан вызвали, конечно, ограничения неперсонифицированных электронных платежей. По новым нормам, на таком неперсонифицированном счету («кошельке») можно будет оставлять не более 5 тысяч рублей — сейчас верхняя планка в три раза выше, 15 тысяч. Ежемесячный лимит неверифицированных денежных перечислений — 15 тысяч (вместо нынешних сорока) при суточном лимите всего 1 тысяча рублей. В действующем законодательстве суточного ограничения нет вообще. Наконец, все владельцы сайтов будут обязаны в течение 6 месяцев хранить информацию об обмене данных пользователями в Интернете. Штраф за нарушение этого правила может достигать 200 тысяч рублей. Это одно из самых проблемых мест в законе: речь идёт о террабайтах информации. Необходимость складировать такой объём данных «на всякий случай» может сделать хостинг слишком дорогим делом. Кроме того, специалисты прогнозируют рост «анонимайзеров», затрудняющих идентификацию пользователей в Сети.