По сути, «Беркут» разогнали решением Верховной рады. Распустить «Беркут» решили потому, что именно на бойцов этого подразделения возлагают вину за неоправданно жестокое побоище молодежи в ночь на 30 декабря прошлого года. Эти события и раздули пожар теперешней «революции».
В сентябре прошлого года количество служащих в «Беркуте» не превышало трех тысяч человек, однако в связи с начавшимися в ноябре массовыми акциями протеста штат доукомплектовали, и к концу 2013 года он уже составлял 4000. Два полка в Киеве и Киевской области, семь отдельных батальонов в Крыму, Одесской, Львовской, Харьковской, Днепропетровской, Донецкой и Луганской областях, девятнадцать рот специального назначения не имели централизованного управления в Киеве и подчинялись напрямую начальникам Главного управления и управлений МВД Украины в регионах.
Бойцам спецподразделения за три месяца стояния в Киеве пришлось нелегко. «Беркутовцев» поджигали «коктейлями Молотова», избивали палками и металлическими прутьями, обрызгивали из газовых баллончиков. Членам их семей поступали угрозы физической расправы, что деморализовывало личный состав спецподразделения, одновременно еще больше озлобляя служивых.
Когда же противостояние на Майдане перешло в завершающую фазу, милиционеров из «Беркута» просто принялись отстреливать снайперы. По свидетельству одного из бойцов волынского «Беркута», в течение каких-то 5 минут снайперы «положили» двенадцать его сослуживцев! А по возвращении к месту дислокации в западных областях Украины бойцам еще пришлось пережить шквал унижений. Их заставляли на сцене на коленях просить прощения у местных жителей. Такое, например, произошло во Львовской области. Но не все «беркутовцы» готовы стать жертвой. Стало известно, что 35 бойцов киевского «Беркута», захватив оружие, покинули территорию части, оставшейся без командования. Причем, как сообщил и.о. главы МВД Аваков, на данный момент местонахождение их неизвестно, так же как неизвестно, сколько именно оружия они с собой прихватили.
Другие же «распущенные» «беркутовцы» ждут нового трудоустройства. Куда определят милиционеров, «заточенных» на разгон уличных демонстраций? Часть их будет переведена в другие службы и подразделения системы МВД. Другие пополнят ряды охранников в коммерческих структурах. Хуже придется тем, кто принимал участие в «активной фазе антитеррористической операции». Сергей Миронов уже внес предложение об оказании помощи этой группе украинских милиционеров: он предложил помочь им с переездом в Россию. Пригласили бойцов «Беркута» из других регионов и в Крым.
Олег Базак
КОНСТАНТИН ЗАТУЛИН СОЗДАЕТ ФОНД ПОМОЩИ «БЕРКУТУ»
В обращении, опубликованном им, в частности, говорится: «Мы все — свидетели, как, повинуясь долгу, в течение многих дней и ночей от сегодняшней вакханалии Украину удерживала тонкая цепочка бойцов подразделения «Беркут». Этих парней ранили и убивали, подвергали нападкам и унижениям их жен и матерей. Их оболгали и предали. Не Януковича они защищали, а судьбу Украины... Так получилось, что, кроме «Беркута», в решающий момент бороться с темной силой оказалось некому. И первое, что мы должны — делом доказать, на чьей стороне сочувствие и поддержка России и русского народа. Вечная память павшим героям! Наша рука и помощь — тем из них, кто остался в живых.
Сегодня над жизнью верных присяге и солдатскому долгу бойцов «Беркута» и сотрудников милиции нависла угроза. Не на что хоронить, нечем помочь семьям, в опасности раненые в госпиталях, в городах, где хозяйничают бандиты. Пока со скрипом поворачиваются те российские государственные механизмы, которые должны прийти в движение, просим вас принять посильное участие в сборе средств на нужды бойцов украинского «Беркута». Мы учреждаем и регистрируем в Москве некоммерческую организацию — фонд «Мы все — «Беркут»» — и в ближайшее время сообщим вам ее официальные реквизиты. О своем отклике и возможностях просим вас сообщать на открытый уже сайт в Интернете (myvse-berkut.su).»
В числе других обращение подписали Александр Залдастанов (Хирург), Михаил Леонтьев, Александр Проханов, Олег Царев, Алексей Чалый.