- Нужна ли сейчас российская парламентская делегация в Крыму? Она стабилизирует ситуацию или напрягает ее?
- Безусловно, российские депутаты должны быть в Крыму в этот момент, но только не убежден, что их должен возглавлять такой выдающийся политический деятель, как Слуцкий. Мне сегодняшний комитет Госдумы по делам СНГ не кажется глубоко профессиональным. Но, безусловно, их поездка санкционирована как минимум руководством Госдумы и, я полагаю: главная их миссия — сбор информации.
Я был со сходной миссией с депутатами Госдумы, когда в 1995 году отменили конституцию Крыма и поставили вне закона его президента. Нам нужно было ознакомиться с ситуацией и понять, как должна действовать Россия. К сожалению, все что я советовал, было отвергнуто российским руководством и оно решило не вмешиваться.
Мы боимся вмешиваться в украинские дела, а другие государства этим совершенно спокойно занимаются во все более возрастающих масштабах. Они влезли на территорию, которая всегда была ближе к нам, и делают там все, что хотят.
Мы гордимся своими достижениями в Сирии. А что толку от побед в Сирии, если мы Украину теряем?
- А вот украинские политологи жалуются, что Россия ведет себя на Украине, как слон в посудной лавке...
- Россия не демонстрирует высоких способностей на Украине. Она никак себя не ведет. В том числе потому, что президент России все последнее время был занят Олимпиадой и не вникал глубоко в картину происходящего в братской стране, а без него у нас ничего не делается. Московское чиновничество ищет любые причины, чтобы ничего не предпринимать и не обращать внимания на ситуацию с правами русского населения на Украине.
- Украинцы же рассказывали «МК», что в Крым стягиваются подразделения «Беркута», которые, по их подозрениям, совместно с российским Черноморским флотом могут «заварить бучу»...
- «Бучу заварили» в Киеве, а не в Крыму. В Крыму просто люди в ужасе от происходящего и пытаются отгородиться от того, что происходит в Киеве. Там опасаются, что разобравшись с Киевом, националисты переключат свое внимание на Крым и Севастополь. И боятся, что Россия, как это было в предыдущие моменты, сделает вид, что ничего не замечает.
- А как должна вести себя Россия?
- Выступить с жесткими заявлениями, предостерегающими от готовящейся расправы над Крымом и Севастополем. И то, что там собирается «Беркут», - вполне естественно. Его сотрудники и их семьи в опасности в любой другой части Украины. Интрига в том, проявит ли «Беркут» способность к сопротивлению. От того, склонятся ли они на колени, зависят будущие взаимоотношения России и Украины.
- Сергей Миронов предложил вывезти «Беркут» в Россию и трудоустроить у нас...
- То, что он об этом заговорил, делает ему честь. Мы создаем фонд, который будет собирать средства для помощи бойцам и семьям «Беркута», в том числе — для переезда в Россию.
- Но вы только что сказали, что они нужны в Крыму...
- К каждому случаю нужно подходить индивидуально, исходя из желания самих людей. Если у них нет выхода, кроме переезда в Россию, — им нужно помочь. Но если они видят хоть малейшую возможность остаться — их нужно поддержать на месте...
- Но если мы им поможем, то инициируем гражданскую войну в Крыму...
- Этот вопрос нужно было на прошлом этапе задавать не «Беркуту», а тем, кто его штурмовал и тем, кто пришли к власти. Они шли до конца и не боялись слов «гражданская война». А сейчас они развернут репрессии. Альтернатива не богатая: гражданская война или капитуляция и жизнь в страхе.
Мы должны вдохновить депутатов Верховного Совета Крыма, горсовет Севастополя на заявления о том, что они не признают новую власть до тех пор, пока не проведут переговоры и не получат от нее гарантии безопасности и нормальной жизни.
Но для этого они должны знать, что Россия не допустит расправы.
- А как Россия может этого не допустить?
- У нас большой арсенал инструментов: материальных, дипломатических и всяких иных. Уже только не признавая власть в Киеве мы создаем ему проблемы.
Смотрите видео: "Севастопольский гамбит: Алексей Чалый противостоит Майдану"