В ожидании наплыва оппозиционеров перед зданием суда дежурили сотрудники полиции с автозаком. Однако народу было не очень много. Зато тротуар украшали два агитационных куба в поддержку подсудимых.
Из статусных лиц поддержать подсудимых пришел экс-депутат Госдумы, а ныне сопредседатель "Альянса зелёных и социал-демократов" Геннадий Гудков. Забежал ненадолго - "Альянсу" сейчас лететь в Новосибирск, выдвигать члена партии, депутата ГД Илью Пономарева в мэры города. Именно у него работал помощником на общественных началах Развозжаев...
Сергей Удальцов приехал на заседание почти как свободный человек - из-под домашнего ареста, в сопровождении супруги Анастасии. Иллюзию свободы нарушал лишь конвой за спиной. В зал Удальцов вошел под аплодисменты собравшихся в коридоре сторонников, поздравлявших его с днем рождения - 16 февраля, за два дня до начала процесса, оппозиционеру исполнилось 37 лет. Появление Развозжаева было менее триумфально - его доставили из СИЗО. Удальцов сидел открыто на скамье, периодически приветствуя жестами пришедших поддержать его сторонников, его коллега по несчастью пребывал в стеклянном "аквариуме".
Судья Александр Замашнюк (участвовал также в громком процессе по делу Тихонова и Хасис, осужденных за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой) сообщил, что дело будет рассматриваться в отсутствии потерпевших - а их тут 85 человек. Никто не возражал. После формальных процедурных вопросов о месте и дате рождения, образовании, месте жительства судья поинтересовался у Развозжаева - может ли он по состоянию здоровья принимать участие в заседании. "Пока - да", - со значением в голосе ответил тот.
И тут же заявил сразу три ходатайства, одно из них - о медицинском освидетельствовании. "После похищения в Киеве я был подвергнут пыткам, психологическому давлению, - объяснил он. - В Иркутске держали меня в пресс-хатах (камеры для выбивания показаний - "МК") с уголовниками, которые требовали, чтобы я оклеветал товарища Удальцова, также я был неоднократно избит в иркутском СИЗО". Развозжаев утверждает, что в результате всего перенесенного у него "ухудшилось состояние здоровье", в частности наблюдаются панические атаки. Лечение ему назначалось, но "поверхностные медицинские манипуляции лишь приглушают проблемы".
Также Развозжаев просил суд ходатайствовать перед ФСИН о переводе из СИЗО № 5 в СИЗО № 1 - Матросскую тишину. Дело в том, что "Матроска" от Мосгорсуда совсем недалеко, а в пятое СИЗО долго ехать. "Меня укачивает в автозаке до тошнотворных приступов, - пожаловался подсудимый. - После транспортировки из СИЗО два дня прихожу в себя".
Последнее ходатайство - о допуске общественного защитника. У Сергея Удальцова целых четыре адвоката - Виолетта Волкова, Николай Полозов, а также недавно присоединившиеся Виктор Федорченко и Карина Москаленко (выступала защитником Ходорковского в деле ЮКОСа). А у Леонида Развозжаева защитник один - Дмитрий Аграновский. Подсудимый просил назначить еще общественного защитника - журналистку «Новой газеты» Юлию Полухину, студентку юрфака, сотрудничающую в крупном адвокатском бюро.
Нашлись ходатайства и у адвокатов. Москаленко и Федорченко, недавно подключившиеся к процессу, просили продлить им срок ознакомления с делом и отложить заседание на месяц. А Волкова и Полозов - предоставить розетку для "айпадов" и прочей техники: за день гаджеты разряжаются, невозможно работать, а розетка в зале всего одна.
"Есть ли причины в присутстивии публики обсуждать отсутствие электрогенератора?" - поморщился судья Замашнюк, услышав эту просьбу. Он вообще часто иронизировал. Перед Удальцовым на столе стояла небольшая статуэтка, которую ему вручил в честь дня рождения кто-то из пришедших на процесс, и адвокат Аграновский задумчиво вертел ее в руках.
"Предоставить вам время доиграть или вы уже доиграли? - с сарказмом спросил судья. - Свои подарки в следующий раз не приносите, а если хотите поиграть, выбирайте время вне заседания!" Одергивал он и аплодировавших Удальцову сторонников: "Уважаемая публика, вы не в театре, а в зале судебных заседаний!". Дополнительного времени на ознакомление с делом Замашнюк адвокатам не дал, переводить Развозжаева в другое СИЗО отказался — это не в компетенции суда. Не будет и медицинского освидетельствования, поскольку имеется справка об отсутствии у подсудимого заболеваний, включенных в специальный перечень, а остальное - решать с врачом СИЗО. Что до розеток, то в УПК гарантируется гласность и открытость процесса, но не доступ к электричеству. "Довод адвоката Волковой, увязывающий право на защиту с источниками электроэнергии, является, по мнению суда, надуманным", - заключил Замашнюк.
Единственное удовлетворенное ходатайство - о включении в дело Юлии Полухиной на правах общественного защитника. Немного помучив ее вопросами, как будто на экзамене ("А вы в курсе, с чьего разрешения общественный защитник может посещать подсудимого в СИЗО?"), судья дал "добро", и журналистка заняла место на скамье адвокатов.
После этого было оглашено обвинительное заключение, местами дословно повторяющее обвинение в деле Константина Лебедева. Напомним, что это третий предполагаемый организатор так называемых беспорядков на Болотной 6 мая 2012 года, который заключил сделку со следствием и был осужден в апреле 2013 года. Показания он тогда давал в закрытом режиме, однако, как ожидается, на процессе Удальцова-Развозжаева Лебедев выступит ключевым свидетелем обвинения. По версии прокуратуры, все трое оппозиционеров организовали митинг и "беспорядки" 6 мая на деньги грузинского политика Гиви Таргамадзе. Как ожидается, процесс растянется надолго.