Формальным сигналом для начала активной фазы «мирного шествия» участников Майдана стал отказ спикера Рады Владимира Рыбака ставить на обсуждение законопроекты оппозиции, посвященные конституционной реформе. Таких документов было три, однако ни один из них секретариатом Верховной Рады не регистрировался. Волнения в сессионном зале быстро вылились за пределы здания Рады. Самооборона Майдана пошла на штурм.
Первая попытка приблизиться к зданию Рады не удалась. В качестве «утешительного приза» демонстранты захватили офис Партии регионов на улице Липской и даже устроили внутри небольшой пожар. Главный штаб ПР, на улице Московской, восставших не прельщает. Их агентура сообщила: кинотеатр «Звездный» охраняется значительным количеством людей в штатском, вооруженных огнестрелом, лучше туда не соваться…Впрочем, и здание на Липской во второй половине дня было отбито.
В сессионном зале Рады к тому моменту оставались не более двух десятков депутатов, все они с помощью планшетов следиди за уличными боями. Те вживую транслируются чуть ли не десятью электронными СМИ. Остальные народные избранники раздают комментарии в кулуарах.
- Что вы будете делать, когда коктейли Молотова залетят в здание Рады?
- Будем гасить очаги возгорания, ибо это собственность народа, - отвечает депутат из ПР Владимир Олейник. – А почему вы об этом спрашиваете?
Похоже, члены провластной фракции до сих пор не осознают всю серьезность положения.
- Лидеры оппозиции почти 80 дней призывали людей к государственному перевороту и действиям за чертой закона, - говорит однопартиец Олейника Виталий Грушевский. - Они считали, что все контролируют. Со временем стало понятно: ничего и никого они не контролируют, и тем более никем не управляют. Подтверждением этого является освобождение утром 16 февраля здания Киевской городской администрации, а уже ночью начался новый штурм помещения другими так называемыми "общественными" организациями Майдана. Для чего они затеяли сегодняшние столкновения? Ответ прост: финансовые спонсоры лидеров оппозиции поставили им основную и окончательную задачу - любым способом вернуть Конституцию 2004 года для того, чтобы взять верх над всеми людьми в Украине, одержать победу над ее народом, взяв под полный контроль все политические партии и их избирательные списки на выборах и таким способом получить единоличную власть олигархов.
К половине четвертого дня по московскому времени все регионалы и коммунисты покинули парламент, воспользовавшись подземными ходами. Оппозиционные депутаты уже предложили использовать здание… в качестве пункта обогрева для участников восстания.
- Президент должен объявить досрочные выборы президента и парламента, - заявил на брифинге в Верховной Раде Виталий Кличко. – Это будет и выходом из ситуации, и просто мужественным поступком.
Лидер фракции УДАР обратился к Виктору Януковичу с призывом увести из центра Киева внутренние войска и «Беркут». Правоохранители сегодня успели ранить немало людей. Одному вследствие взрыва светошумовой гранаты оторвало руку по локоть. «Беркутовцы» бросали гранаты, удобно устроившись на крышах киевских домов. Молодежь из «Правого сектора», впрочем, взобралась наверх и вынудила милиционеров покинуть «господствующие высоты».
Депутаты сообщают о том, что в ходе столкновений уже есть убитые. Представительница партии «Батькивщина» Леся Оробец распространила сообщение: «Три трупа в доме офицеров. Наших. Еще семь при смерти. «Скорые» не пускают!!!». Депутат от Партии регионов Олег Царев в свою очередь сообщил, что боевики Евромайдана во время штурма офиса Партии регионов на улице Липской убили двоих людей. Ни та, ни другая информация официально не подтверждена. МВД лишь подтвердило, что пятеро сотрудников правоохранительных органов получили огнестрельные ранения. А «Правый сектор» через сети призвал всех, кто имеет огнестрельное оружие, собираться на Майдане.
Олег Базак
Ситуацию в Киеве «МК» прокомментировал депутат Госудаорственной Думы РФ, директор Института стран СНГ Константин ЗАТУЛИН:
- То, что на Украине казалось бы был найден выход из политического кризиса — это только внешнее впечатление. Накануне 18 февраля как раз была явная не стыковка. С одной стороны, оппозиция вроде как освобождает захваченные здания, а с другой, Яценюк публично и демонстративно отказывается от всякого премьерства и едет вместе с Кличко встречаться с Меркель. Я думаю, что события вторника, во-первых, инициатива той части Майдана, которая не удовлетворена ни самим фактом освобождения этих помещений, ни тем, что им не делают предложения войти ни в какое правительство Украины. Естественно, они демонстрируют сегодня свои возможности. Вначале они показали, что могут пойти навстречу взамен освобождения своих друзей-товарищей. Не знаю, выпустили ли физически всех задержанных ранее. Если к этому времени их всех успели выпустить, то все поисходящее - элементарная военная хитрость. То есть они добились своего и теперь осуществляют прежний сценарий. Но в целом, отказ возглавить правительство и тот торг, который идет вокруг кандидатур в правительстве, означают, что оппозиция с президентом, по большому счету, ни о чем не договорились. Сейчас оппозиция пытается захватить уже не какие-то там отдельные здания администрации, а Верховную Раду Украины. Для того, чтобы проштамповать нужные законы, нужный вариант Конституции и фактически осуществить тот самый государственный переворот, который до сих пор не удалось завершить. Янукович сейчас находится перед еще более резким выбором: предпринимать необходимые меры по защите конституционного строя или уходить в небытие, как и и прочие, которые хотели как лучше, но не смогли. Такого рода персонажей много в истории. Вот, собственно, вокруг чего сегодня ситуация и вертится. Я не знаю, в какой мере это наступление согласовано с Яценюком и Кличко. Но то, что они не удовлетворены итогами переговоров с президентом, это очевидно. Думаю, что они хотели бы попытаться, если все удастся, воспользоваться этой ситуацией в свою пользу. Ну а если не удастся, то они в очередной раз разыграют сцену - « мы их не контролируем.»
- А каков ваш прогноз относительно Януковича: он уйдет или будет до последнего отбиваться?
- Янукович, конечно, не собирается никуда уходить. Другое дело, что ему и хочется, и колется. И уходить нельзя, и применять силу он боится, потому как совершенно резонно предполагает, что это и есть выбор. А выбор делать не хочется. Выбор, который явно его сделает нерукопожатным на Западе, наложит арест на его счета и имущество и на какой-то период времени создаст ему сложную картину в маневрировании между Востоком и Западом Украины. Тогда ему придется опираться на Восток Украины, на отношения с Россией и так далее. И больше никакого другого варианта у него не останется. А он очень хотел бы по-прежнему бегать между Западом и Востоком. Это было возможно при условии, что все должно как-то мирно рассосаться. Но события, которые сейчас происходят, похоже, не оставляют ему поля для маневров.
Киев сегодня: взрывы, камни и щиты