– Мне очень, очень, очень жаль, и прошу извинения у народа Сирии, – заявил ветеран миротворчества Лахдар Брахими, говоря о неоправдавшихся надеждах сирийцев на мирное разрешение конфликта. За время с начала 22 января женевских переговоров в Сирии погибли 5 тысяч человек...
На последней встрече в Женеве камнем преткновения стал вопроса о переходном правительстве, который инициировала оппозиция. Правительство же Сирии предпочитает обсуждать проблему терроризма и борьбы с ним. Оппозиционеры, в свою очередь, считают, что обвинение правительством своих оппонентов в терроризме – это дань пропаганде, используемой для очернения противников режима. Впрочем, даже на Западе многие сторонники антиасадовской оппозиции всерьез обеспокоены возрастанием мощи крайне экстремистских группировок «джихадистов» – таких как «Фронт ан-Нусра» и «Исламское государство Ирака и Леванта», которые ведут борьбу в том числе и против светских оппозиционных группировок, а также против соперничающих исламистских группировок.
По мнению Брахими, позиция Дамаска "укрепляет подозрения оппозиции в том, что правительство вообще не хочет обсуждать вопрос о смене власти".
Тем не менее участники переговоров все-таки согласовали повестку дня для третьего раунда переговоров.
Спецпредставитель ООН предложил, чтобы первый день будущих дискуссий был зарезервирован для обсуждения того, как положить конец насилию и как противостоять терроризму в Сирии, а второй день будет посвящен созданию в стране переходного правительственного органа.
Но насчет даты встречи пока договориться не удалось. И остается неясным – пройдет ли вообще этот третий раунд.
Впрочем, как заявил представитель Сирии при ООН Башар Джафари, правительство настроено участвовать в переговорах: «Мы пообещали нашему народу вернуться в Женеву для продолжения переговоров, сколько бы они не продлились, поскольку мы чрезвычайно озабочены желанием остановить кровопролитие в Сирии и бороться с терроризмом. Поэтому я обещаю вам: мы намерены поступать так».
Пока же, по словам спецпосланника Брахими, сторонам следует разъехаться по домам для консультаций и подумать о том, хотят ли они вообще продолжения переговорного процесса. Сам же он хочет обсудить создавшееся положение с руководителями американской и российской дипломатии Керри и Лавровым.
По большому счету, главное, о чем удалось договориться на переговорах в Швейцарии – это разрешение мирным жителям блокированного Хомса покинуть город и доставить туда гуманитарную помощью.