Формально Закон о культуре у нас есть. Только принят он был еще до Конституции (в 1992 году), в соответствие с ней не приведен и благополучно забыт. Собственно, помнить и не о чем: речь в том документе идет о том, что культура — это хорошо, а бескультурье — плохо и так далее. Между тем из отечественного законодательства неясно, кем является, например, поэт. С точки зрения Министерства экономического развития он — частный предприниматель. А, к примеру, галерея с точки зрения Трудового кодекса является предприятием сферы услуг.
Новые варианты закона вносились в Госдуму трижды и каждый раз браковались. «Одни говорили, что культура должна развиваться свободно и не нужно ее никак регулировать. Другие требовали обеспечить людей искусства государственными деньгами, а третьи язвительно интересовались, где гарантия, что на эти рубли будет сотворено что-то стоящее, — напомнила предысторию первый зампред комитета Госдумы по культуре, заслуженная артистка Елена Драпеко. — В правительстве интересовались, почему у поэтов должна быть привилегия перед стоматологами? Пусть регистрируются как частные предприниматели и сами зарабатывают на своем творчестве. Надеюсь, что на этот раз мы все-таки сможем определиться об ответственности государства перед культурой и художника перед государством. И решим, может ли художник сказать государству: дай денег и пошло вон! Я сам решу, что на них подарить народу».
Мнения людей искусства разделились. Гендиректор радиостанции, транслирующей классическую музыку, Ирина Герасимова считает, что и платить нужно, главным образом, за классику. А галереист Андрей Волков считает национальным позором то, что в стране нет ни одного музея авангардного искусства. Впрочем, у государства он просит не денег: «В наших музеях все запасники забиты, негде выставлять картины. Нужны частные музеи. Но как только ты его откроешь и зарегистрируешься в качестве индивидуального предпринимателя — к тебе сразу придут с теми же требованиями, что к ИП — торговому ларьку». «Наш театр финансирует город, — говорит замдиректора «Новой оперы» Алексей Вейро. — А наш же Закон «О рекламе» запрещает нам в этом городе расклеивать свои афиши». «Все творческие люди сегодня вне закона. Мы хотим просто понять: что мы должны и что должны нам. А финансирование лучше бы было все-таки больше не государственным, а меценатским», — считает худрук оркестра им. Силантьева Александр Клевицкий.
— Морозов, Мамонтов и Дягилев разорились и умерли в нищете, — заметила Драпеко.
«Писателю очень сложно помогать. У нас свои идеи и цели, поэтому обычно мы просим не мешать и не давить, — сказала в свою очередь Татьяна Полякова. — Но это для тех, кто уже состоялся. А как быть молодым? Для того чтобы научиться писать, нужно много писать, а что ему есть в это время? С другой стороны, если мы признаем, что писательство — это профессия, требующая стабильного оклада, — у нас тут же разведутся миллионы «поэтов Цветиков». А кто и как будет решать: кому из них дать денег, а кому — нет? Тут уже поле для коррупции»...
Музыкант и продюсер Иван Демьян считает, что всем деятелем культуры, включая шоу-бизнес, нужен социальный пакет и достойные пенсии: «Если певец своими треками долгие годы помогал в бою, спасал людей в реанимации, помогал создавать семьи — он должен иметь гарантию, что получит от государства деньги на достойную старость».
— А нужна ли пенсия Киркорову? — задумался Игорь Петренко, исполнитель роли Шерлока Холмса в новом сериале. — А вот у большинства киноактеров контракты жуткие, заработать они не могут, и пенсионные отчисления им работодатель не делает».
В одном участники дискуссии сошлись: культура у нас в полном упадке, и спасать ее как-то надо. А пока общественность обсуждает закон о ней, чиновники Минкульта дописывают концепцию культурного развития страны, которая должна лечь на стол президенту, согласно его поручению, в День смеха — 1 апреля.