По традиции заседание вели спикеры палат парламента Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин, а основными докладчиками выступали члены кабмина. Министр культуры Владимир Мединский доложил, что разработанный его подчиненными проект концепции государственной культурной политики будет должен Путину 1 апреля. Если президент ее одобрит — начнется всенародное обсуждение, а 1 сентября глава минкульта выступит с первым ежегодным докладом о состоянии подведомственных ему сфер. Он выразил надежду, что к концу года концепция созреет «и тогда уже можно будет задуматься о новом Законе о культуре».
- Нет, - не согласилась Валентина Матвиенко. Нужно запараллелить эту работу: нельзя откладывать закон, нужно писать его уже сейчас.
- Но как, если мы еще не определились, куда идти? - удивился министр.
- Самым решительным образом поддержу Валентину Ивановну, - вмешался Нарышкин. - Не нужно ждать конца обсуждения, нужно начинать.
А на вопрос «как?» Матвиенко все же ответила: «Собрать специалистов, запереть их на месяц и не выпускать, пусть пишут. Наша позиция — решительная».
Кроме того, спикер СФ предложила подумать про ратификацию конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия. Тут уже министр занял решительную позицию: «А что это нам даст? Если присоединимся — получим себе такой культурный ЕСПЧ, который начнет нас учить, как правильно петь песни». На этот раз с ним не спорили.
Следом на ковер вышел глава Минюста Александр Коновалов. Он напомнил, что законы у нас часто принимаются без всякой юридической необходимости, они носят декларативный характер, отсылают к несуществующим подзаконным актам, дублируют принятые прежде. Существует и «маятниковая практика», когда закон то принимается, то отменяется, то принимается снова в зависимости от ситуации. Поэтому Минюст работает над Законом о законах, который упорядочит творчество депутатов, а со временем сможет сделать правовую базу более понятной и логичной.
- Когда будем принимать? - решительно спросила Матвиенко.
- Мы работаем. Нужно очень качественно его подготовить, потом обсудить с обществом, экспертами. И начать его принимать с «нулевого», а не первого чтения. Это — фундамент, мы должны не спешить, а сделать его прочным.
Но у Валентин Ивановны в этот день проснулся законотворческий азарт: «Но и спешить тоже нужно! Давайте в этом году его все-таки примем»!
Третьим пунктом обсудили предложения экспертов о том, на каком основании и по какой методике госчиновники будут сдавать экзамен на знание Конституции (с таким предложением в конце минувшего года вышел Сергей Нарышкин).
- Рабочая группа Госдумы изучает эту тему, - рассказал депутат и политолог Вячеслав Никонов. - Думаю, что сдавать нужно не только Конституцию, но и экзамен по русскому языку. Для этого можно принять закон, а можно решить вопрос указом президента.
А один из авторов Конституции, председатель правления Российского исторического общества, проректор Московского государственного университета Сергей Шахрай рассказал о методике: «На мой взгляд, это должно быть компьютерное тестирование наподобие экзаменов в ГИБДД. Причем в тестах нужно спрашивать не номера статей, а точно так же, как при сдаче на права, разбирать реальные ситуации, только не дорожные, а правовые. Мы в МГУ сможем подготовить эти тесты и компьютерные программы».