Не было ни затянувшихся (еще бы, с такой разницей взглядов по серьезному вопросу!) переговоров, ни нанесенных друг другу смертельных ран. «Бойцы» - Владимир Путин, еврокомиссар Жозе Мануэль Баррозу и глава Европейского совета Херман ван Ромпей – вышли к журналистам как будто после дружеского чаепития, улыбающиеся и довольные.
Аргументы, которые они представили публике по украинскому вопросу, были привычными: со стороны европейцев – о том, что евроинтеграция на пользу Украине и России, насилие в Украине осуждаем, но свободу собраний украинские власти должны сохранить и новые законы отменить. Со стороны России – мы не против евроинтеграции, лишь бы она не мешала нашим договоренностям с Украиной и не ставила под угрозу экономику России.
Были и новинки, конечно. Евроинтеграцию и ее сочетание с евразийской интеграцией (то есть нашей) договорились обсуждать дальше на уровне экспертов. А Путин, слушавший рассуждения европейских коллег о событиях в Украине с усмешкой, вдруг решил заняться их «просвещением». «Вот у вас в СМИ это не показывали, а мы видим, - сообщил он. - На Западной Украине священнослужитель призывает толпу ехать в Киев и громить правительство. И дальше аргументация: чтобы в нашем доме не командовали негры, москали и жиды. Призывая украинское правительство и президента действовать цивилизованными методами, мы должны обратить внимание и на их политических противников и призвать их тоже придерживаться методов цивилизованной политической борьбы».
И добавил: «По поводу советов Украине, как и что делать. Я думаю, что украинский народ сам в состоянии разобраться. Во всяком случае, Россия никогда не будет в это вмешиваться. Я могу себе представить, как наши европейские партнеры отреагировали, если бы в разгар кризиса, скажем, в Греции или на Кипре на одном из антиевропейских митингов появился бы наш министр иностранных дел и начал бы обращаться с какими-то призывами. Мы считаем, что это вообще не очень хорошо, а, имея в виду определенную специфику отношений между Россией и Украиной, для нас это просто неприемлемо и невозможно». Лица европейских чиновников сразу сделались кислыми. И ван Ромпей и Баррозу за несколько минут до этого с воодушевлением рассказывали, что через несколько часов в Киев летит спецпредставитель ЕС Кэтрин Эштон, которая сменит еврокомиссара по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефана Фюле (тот вел переговоры с Виктором Януковичем параллельно саммиту в Брюсселе).
Когда же Путина спросили о том, не собирается ли ЕС совместно с Россией устроить «Женеву-3» и по аналогии с сирийскими переговорами, стать посредниками между противоборствующими сторонами в Киеве, он заметлил: «Не знаю, нужно ли Украине это посредничество. Если им нужно - они должны об этом сказать. Но мне представляется, что, чем больше посредников, тем больше проблем. У нас есть выражение: «У семи нянек дитя без глаза». Ну и отметился еще одним образным выражением в адрес ситуации в Украине: «Когда паны дерутся, у холопов чубы трещат». То есть страдает всегда простой гражданин». Чтобы простой гражданин не страдал, Путин подтвердил, что все газовые и кредитные договоренности с Киевом остаются в силе, как бы ни переменилась власть. Главное, чтобы эта новая украинская власть сама не переменила отношение к контрактам.
Брюссель.
Евромайдан глазами очевидца: что изменилось за месяц?