Убрать популярные латвийские консервы с прилавков российских магазинов в 2006 году пытался еще главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко. Причина была аналогичной. Классический способ копчения мелкой промысловой рыбы — кильки, салаки или сельди, которую принято именовать шпротами, предполагает использование исключительно ольховых опилок. При этом в продукте неизбежно накопляется канцероген бензапирен, способный привести к злокачественным опухолям.
Запрет Роспотребнадзора действовал недолго. Экспертная группа Еврокомиссии, изучавшая состав копченой рыбы на рынке Старого Света, разрешила латвийским производителям готовить шпроты традиционным методом. Россия, стремившаяся попасть во Всемирную торговую организацию, в 2008 году приняла соответствующие европейские стандарты качества, и прибалтийские консервы вновь появились на отечественном рынке.
Однако спустя шесть лет Россельхознадзор вернулся к этому вопросу и потребовал изъять опасные консервы, в первую очередь с рынков Москвы и Подмосковья. Главным образом претензии ветеринарного контроля касаются латвийских компаний SIA Randa, Klavas, Rojas Pagasts, Rojas Novads, занимающих, по разным оценкам, 15–20% отечественного рынка шпрот.
В российских магазинах пока не знают об инициативе чиновников. По мнению маркетологов, запреты приведут к дефициту и высоким ценам на рыбную продукцию в нашей стране.
Недавно Россельхознадзор обещал ограничить импорт норвежской семги и эстонской кильки. Угрозы касаются 10% норвежских и 80% эстонских экспортеров названных видов рыб.
По мнению исполнительного директора Рыбного союза Сергея Гудкова, также пострадают российские рыбоперерабатывающие предприятия, которые используют норвежское сырье для производства полуфабрикатов, солений и копчений. Отечественные рыбаки вряд ли смогут извлечь выгоду из запрета, потому что рыба, ранее поставляемая в Россию, будет адресована на другие экспортные рынки, и россияне попадут в более жесткие конкурентные условия.
Действия Россельхознадзора могут быть оспорены самими экспортерами в рамках законодательства Евросоюза и Всемирной торговой организации. Это отлично понимают чиновники из других государственных ведомств. Так, в начале января Федеральная антимонопольная служба обвинила Россельхознадзор в злоупотреблении при запрете рыбной продукции из Норвегии.