Дареному коню…
Говорят, свой первый конь, орловский рысак, появился у Путина еще в 2000 году — его подарил Егор Строев. А вот стимулом начать учиться верховой езде стал другой подарок — в 2001 году экс-президент Башкирии Муртаза Рахимов передал Путину гнедого ахалтекинца Нагара.
С тех пор каких только лошадей не дарили президенту! Король Иордании прислал трех арабских лошадей — жеребцов Ибн Маруфа и Хакима и кобылу Айзис. Бывший глава Пакистана Мушарраф добавил в «коллекцию» еще двух «арабов». Арабские скакуны считаются одной из чистокровных, то есть эталонных пород — их использовали в выведении многих верховых пород лошадей и даже тяжеловозов.
Ахалтекинских коней, которые красуются на гербе Туркмении, не раз дарили Путину и покойный глава республики Сапармурат Ниязов, и нынешний, Гурбангулы Бердымухаммедов. Причем Туркменбаши предложил российскому лидеру выбрать подарок самому среди лучших жеребцов собственного завода. Путину понравился конь по кличке Вепалы — Преданный. Ахалтекинцы, к слову, считаются едва ли не самой древней породой — предположительно, их вывели 5000 лет назад на территории современной Туркмении.
Дарили главе государства и более «молодые» породы. В Нальчике Путин получил в дар от Кабардино-Балкарии коня по кличке Казбич кабардинской породы, которую воспел Лермонтов. А лидер Киргизии Аскар Акаев подарил жеребца новой киргизской породы по кличке Гюльсары.
Путь в Россию киргизского жеребца с «женским» именем оказался непростым. Акаев в 2003 году вручил Путину племенное свидетельство, которое тот увез в Москву. А без документов везти племенного жеребца через границу невозможно. Тут возникли проблемы с самой перевозкой — спецсамолет стоил несколько десятков тысяч долларов. Пока придумывали выход из положения, у коня истек срок действия ветсвидетельства. В конце концов документы выправили, а коня доставили военным самолетом на аэродром в Чкаловском. Еще месяц президентский конь провел в Битце на карантине.
Дареные кони расселились по разным местам. Кого-то оправляли на отечественные конезаводы, как пояснил «МК» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, не столько для племенной работы, сколько под присмотр специалистов. Некоторые жили на Московском ипподроме, где их тренировали. Но и конюшня в Ново-Огареве не пустует — Песков сообщил, что там и сейчас живут несколько лошадей.
Четыре клички Вадика
Самая известная лошадь Путина — еще и самая маленькая: мини-конь Вадик всего 54 сантиметра в холке. Зато имен у него оказалось больше, чем у высоких ахалтекинцев. Миниатюрную лошадь по кличке Чип вручил Путину глава Нижнекамска Ильсур Метшин на открытии Международного конно-спортивного комплекса в Казани. Кобылка Гуппи этой американской породы тогда же досталась президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву.
По приезде в сочинскую резиденцию Путина «Бочаров ручей» Чип за короткое время получил второе имя — Семен, а затем и третье — Вадик. Путин признавался, что имя лошади придумала его супруга Людмила Александровна. Впрочем, по слухам, Вадиком мини-конь тоже пробыл недолго — аналогичное имя оказалось то ли у конюха в Ново-Огареве, то ли у президентского адъютанта. Как сейчас зовут скакуна, выяснить не удалось — для публики он по-прежнему Вадик.
Курьезы были связаны не только с именем лошадки. Группа, перевозившая мини-коня в «Бочаров ручей», перед вылетом из Москвы предупредила сочинских сотрудников, что везет лошадь, — просили найти перевозку. За короткое время в Сочи трейлер раздобыли. Для лошади обычного размера. Каково же было удивление сотрудников резиденции, когда по трапу в Адлере спустили коня размером с собаку!
Обратный путь Вадика в Москву был, впрочем, не намного проще. Трейлер, даже самый маленький, в обычный президентский борт не влезал. К тому же багажное отделение на спецбортах таких «грузов» не предполагает. Везли так, в салоне. Возможно, впечатления от того, как выглядел салон после испуганной лошади по прилете в Москву, оказались слишком сильны и в Ново-Огареве. Вадика строго-настрого не велели угощать яблоками — столько удобрений не выдержал бы ни один президентский парник.
Как Путин «танцует»
Одна из самых известных «конных» фотографий Путина — верхом на белом (конники говорят «сером») Обереге терской породы, одном из его любимчиков. В конном мире отмечали и классическую сбрую, и хорошую, уверенную посадку президента на лошади. Заслуга президентского умения держаться в седле принадлежит тренеру по конному спорту Роману Коряковцеву. Это он учил Путина и конкуру (взятие препятствий), и выездке (своего рода «танец» на лошади, высший пилотаж управления, — элементы выездки, например, демонстрируют кавалеристы Президентского полка во время показательных выступлений). Тренер характеризовал Путина как внимательного и успешного ученика — он, с его точки зрения, мог бы вполне выступать на соревнованиях, правда, на спокойной лошади.
Впрочем, скачки на приз Президента Путин посещал только как зритель. А вот его лошади участвовали и в скачках, и в конкуре. Коряковцев, например, выступал на Кубке по конкуру для молодых лошадей на Графе и на Нагаре — том самом ахалтекинце, ради которого якобы Путин научился ездить. Впрочем, больших призов президентские лошади не брали.
Хотя тренировали их мастера своего дела. За лошадьми Путина приглядывал мастер-жокей Московского ипподрома Магомед Каппушев. Он же и объезжал некоторых коней главы государства. Особенно тяжело, по его признанию, дался арабский жеребец Хаким, подаренный королем Иордании, — пылкий скакун буквально дрался, не желая подчиняться седоку, и пытался не раз придавить его собственным телом.
Впрочем, несмотря на склочный характер некоторых своих питомцев и их не самую успешную спортивную карьеру, Путин все-таки старается поддерживать и конный спорт, и лошадей. 10 лет назад при его участии открылась детская конно-спортивная школа в Подмосковье. Президент тогда подарил школе арабского четырехлетнего коня Альбатроса, воспитанника Терского конезавода. А пару лет назад Путин изъявил желание дополнить список проектов по сохранению редких видов животных, которые он активно поддерживает, почти исчезнувшей в дикой природе лошадью Пржевальского.