«Мы — люди, которые хотят изменений, чувствуют себя гражданами, а не рабами, хотят жить, а не существовать... Вся страна видела циничное интервью президента Виктора Януковича. Вся страна слышала циничный отчет генпрокурора Виктора Пшонки. И вся страна сделала вывод, что они живут в другом государстве — там, где нет проблем и пробок, где никто не имеет собственного мнения, а жестокий разгон мирных демонстрантов с дубинками и арестами — это «незначительное превышение полномочий» и «нейтрализация кучки провокаторов», — зачитали с трибуны заявление оппозиции.
Через час после начала митинга в партии «Свобода» насчитали 100 тысяч участников. Вече 22 декабря собрало гораздо меньше людей, чем в предыдущие два воскресенья, когда на главной площади и прилегающих к ней улицах в поддержку еврореволюции находилось до полумиллиона людей. Слово по очереди брали Яценюк, Кличко и Тягнибок. Суть их выступлений сводилась к одному: «распространить» Майдан на восток, центр и юг страны, а на площади Незалежности в Киеве встретить Новый год и Рождество. Однако приходится констатировать, что с приближением праздников количество революционеров тает на глазах. И во многом потому, что они не видят перспективы этого стояния на морозе.
Напомним, как развивались события в соседней республике. Массовые мирные протестные акции в Киеве и многих областных центрах начались 21 ноября. Причиной их стало объявленное правительством свертывание подготовки к подписанию всеми ожидаемого соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом. Молодежь и студенты возлагали на Вильнюсский саммит большие надежды, им казалось, что вот-вот откроют ворота в Европу и любой сможет свободно путешествовать и получить там высокооплачиваемую работу. Заметим, правда, что в тексте соглашения об ассоциации не содержалось ни единого упоминания о новых возможностях получения шенгенских виз. Наивную молодежь вскоре после завершения Вильнюсского саммита жестоко избили и согнали с Майдана. Это случилось в ночь на 30 ноября — и уже 1 декабря возмущенные граждане Украины поспешили в Киев, дабы требовать полной перезагрузки власти. Бойцы «Беркута» перед зачисткой площади Независимости вместо резиновых дубинок получили пластиковые, что запрещено рядом действующих в настоящее время международных конвенций…
Кто же на протяжении месяца находится на Майдане? Вопреки утверждениям, будто это сплошь жители Западной Украины, социологи обнаружили: соотношение приезжих из других регионов и постоянных жителей Киева — 50 на 50. 64 процента протестующих — люди с высшим образованием (что рассеивает еще один миф — о высокой концентрации в центре Киева малограмотных маргиналов).
Несколько не самых приятных цифр: за месяц существования Евромайдана количество пострадавших превысило 500 человек. Среди них 52 журналиста. Так много физических травм мои коллеги не получали от сотрудников правоохранительных органов даже в течение календарного года.
Позитивным фактором следует назвать постоянный приток наличных денег в поддержку протестующих. В основном каждый день люди приносят кто по 50, кто по 100 гривен (200–400 рублей). Рекордным в этом смысле стало 8 декабря, когда за сутки пожертвований насчитали аж 400 тысяч гривен ($50 тыс.).
Столь редкостное единодушие населения страны тем не менее властью игнорируется. На заседание «круглого стола» в прошедшую пятницу президент Виктор Янукович решил не идти. Соответственно, и лидеры оппозиции предпочли дела насущные бесплодным дискуссиям с тремя экс-президентами — Виктором Ющенко, Леонидом Кучмой и Леонидом Кравчуком.