Президент ответил, что в постановке вопроса «правоохранительные органы не правы, и потому амнистировать нужно всех фигурантов дела», нет логики.
«Признавать, есть нарушения, нет ли, может только суд», сказал он, а «для нашего общества опасность заключается в том, что если мы кому-то позволим срывать погоны с полицейских, то можно представить ситуацию, когда на улицы выходят представители одной группы, т.н. либеральное крыло, националисты начинают их молотить, а полиция говорит: нет теперь вы сами себя спасайте! И начнется полный хаос».
«МК» спросил сопредседателя РПР-ПАРНАС Владимира РЫЖКОВА том, что он думает о логике президента...
- Президент отреагировал так, как будто это было мое частное мнение, а не доклад о результатах общественного расследования. Кстати, вчера было оглашено заключение независимых международных экспертов по событиям на Болотной, и их выводы совпали с выводами российских правозащитников.
Я согласен, что нельзя бить полицейских, не о чем нам здесь спорить, но вопрос-то не в этом! Вопрос в том, били ли конкретных полицейских конкретные люди, которых сейчас в этом обвиняют, и были ли 6 мая в Москве массовые беспорядки или нет. Причем вопрос не праздный: организация и участие в массовых беспорядках - тяжкое преступление, и сроки за это Уголовный кодекс обещает нешуточные.
- Но президент сказал, что разобраться должен суд. Вы с этим не согласны?
- Тоже согласен, на 100%. По делу нескольких «узников Болотной» суд уже идет, заслушано множество свидетелей обвинения, ОМОНовцев, сейчас должны заслушивать свидетелей защиты... Но какая вера может быть в справедливое решение суда в стране, где 99% приговоров - обвинительные?
В отношении тех, кого обвиняют в участии в массовых беспорядках и призывах к ним, судебный процесс теперь должен быть прекращен: амнистия.
Я рад, что усилия общества были не зря, и в конце концов Госдума приняла амнистию, которая освободит не только осужденных за участие в массовых беспорядках, но и подследственные, и находящиеся под судом за это. На свободу должен, в частности, выйти Володя Акименков, который слепнет в СИЗО... Но я разочарован, что под амнистию подпадают не все. Это не конец истории: надо ставить вопрос и о тех, кого власти считают организаторами беспорядков или нападавшими на полицейских. О Сергее Кривове, например, у которого врачи зафиксировали два инфаркта на выходе из одной из голодовок. Он на грани жизни и смерти...
Нет сомнений, что будут иски в Европейский суд по правам человека о нарушении права на мирную демонстрацию, где встанет вопрос об искусственно созданной давке, и о гарантиях на правосудие, если выяснится, что судья вела дело по Болотной пристрастно...
- Как вам понравились слова про т.н. «либеральный лагерь», который «в основном» и считает, что полицейских бить можно?
- Что ж, точка зрения президента давно известна. Он никогда не упускает случая пнуть «т.н. либералов» и считает, что у правоохранительных органов должен быть безоговорочный иммунитет. А по поводу событий на Болотной - в том, что там были массовые беспорядки, сомневаются не только либералы. Требование широкой политической амнистии поддержали и КПРФ, и «СР», и ЛДПР - это требование всего политического спектра, кроме Кремля и «Единой России».
Пресс-конференция Путина: об амнистии «узников болотной»