Правозащитники об амнистии: никто в нее не верил, но хотелось бы большего

Владимир Осечкин сетует, что не будут миловать осужденных за мошенничество

Прокомментировать проект президентской амнистии «МК» попросили правозащитника Владимира Осечкина, принимавшего активное участие в составе президентского Совета по правам человека и в подготовке своих рекомендаций для главы государства.

Владимир Осечкин сетует, что не будут миловать осужденных за мошенничество
Владимир Осечкин

У нас изначально была установка: если мы добьемся того, чтобы на свободу вышло хотя бы 10 тысяч человек, - женщины, старики, дети, - это уже будет победа, - рассказал «МК» Владимир Осечкин. - В целом, считаю, мы с задачей справились. Две амнистии в одном году — это что-то фантастическое. Никто не верил в то, что это возможно.

Однако не все так гладко, как хотелось бы. По оценкам Осечкина, если бы все инициативы правозащитного сообщества были бы приняты, то из мест принудительного содержания вышло бы порядка 50-100 тысяч человек. Сейчас же, по экспертным оценкам, речь идет о куда более скромной цифре — 20-22 тысячи.

- Досадно, что под амнистию не попадают статьи УК «Растрата» и «Мошенничество в особо крупных размерах». Последнюю статью называют резиновой, поскольку под нее попадают как коррупционеры и аферисты, так и предприниматели, которых сажают недобросовестные конкуренты. Есть сотни примеров, когда в местах принудительного содержания предприниматели оказываются по заказу и оговору. Но в данном случае президент не поддержал нашей инициативы, и это значит, что ошибки летней экономической амнистии, которая, на наш взгляд, провалилась, так и не будут исправлены.

Еще один принципиальный для правозащитного сообщества пункт - аннулирование в рамках амнистии ранее наложенных дисциплинарных взысканий на заключенных.

- На каждого заключенного с первого дня помещения в СИЗО или в колонию заводится личное дело, которое становится либо положительным, либо отрицательным. Во втором случае там появляются выговоры, постановления о водворении в карцеры, в ШИЗО. И мы знаем огромное количество случаев, например, в копейской колонии №6, когда местные администрации явно злоупотребляют своим правом, и на невиновных людей накладывают десятки взысканий, держа их по году-полтора в штрафных изоляторах и делая по документам злостными нарушителями порядка. И только потому, что люди пытались защитить свои права, обжалуя незаконные действия администрации. Инициатива была такая: аннулировать ранее наложенные взыскания. Тогда бы у людей личные дела стали табула раса, и они получили бы возможность подать документы на УДО. Плюс ко всему у них бы облегчился режим, и они бы могли рассчитывать на свидания с родственниками. Это касается полумиллиона человек. Впрочем, даже если на этот раз президент эту идею не услышал, эксперты готовы озвучить ее вновь — во время думских чтений проекта устами председателя парламентского комитета по делам общественных объединений Ярослава Нилова.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26407 от 11 декабря 2013

Заголовок в газете: Амнистия: кто с вещами на выход?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру