Медведев не хочет в «эксперты»

Почему премьер вдруг стал ручным

“Дмитрий Анатольевич, судя по тому, что вы по-прежнему глава правительства, если мы все знаем...» « На эту минуту так» - этот обмен репликами в ходе традиционного интервью Дмитрия Медведева телевизионным каналам стал зримым символом изменившегося положения третьего президента РФ в структурах российской государственной власти. Символом самым ярким, но далеко не единственным.

Почему премьер вдруг стал ручным
Рисунок Алексея Меринова

Выступления журналистов, которые начинались со слов: «Я понимаю, что этот вопрос не в вашей компетенции»... Новая схема трансляции интервью — еще в прошлом году мудрые мысли Дмитрия Анатольевича можно было увидеть в прямом эфире всех основных телеканалов, а в этом году из телевизионных «грандов» их в таком формате показывал только телеканал « Россия»... Самые разные признаки указывали на то, что « Медведев уже не тот».

Об этом свидетельствовало даже поведение человека, который больше всех верит в политическое величие Дмитрия Медведева — самого Дмитрия Медведева. Ушел в прошлое имидж громовержца, каждое слово которого непременно «отлито в граните».

Вместо этого мы увидели осторожного чиновника, который при всей своей внешней раскованности и расслабленности контролировал каждое свое слово. Было ощущение, что через наушник в ухе премьер-министра ему постоянно напоминали: «Ты не имеешь права даже намеком задевать Путина! ВВП — теперь твой прямой начальник. Поэтому вслух о нем можно либо только хорошее, либо вообще ничего!»

А ведь какую веселуху можно было наблюдать еще совсем недавно! Помните, например, как в прошлом году из-за «технического сбоя» достоянием публики стали кадры неформального общения премьер-министра с журналистами после окончания такого же интервью? Дмитрий Анатольевич тогда гордо восхищался собственной пунктуальностью, прозрачно намекая таким образом на привычку Путина почти всегда опаздывать.

Не знаю, о чем Медведев неформально говорил с журналистами после эфира в этом году. Но у меня возникло подозрение: его пунктуальность — точное соблюдение хронометража интервью — в значительной степени была вынужденной.

На случай, чтобы премьер-министр не забылся, ведущий от телеканала «Россия-1» постоянно напоминал ему: у нас осталось столько-то, а сейчас — столько-то. Было впечатление, что в эфире государственного телеканала находился не второй человек в стране, а звезда категории «Б», которую не грех и обрубить в середине фразы.

Все это, конечно, мои абсолютно субъективные наблюдения и не более того. Но то, что Медведев старательно избегал даже намека на конфронтацию с Путиным — это медицинский факт. Несколько раз премьер-министру задавали вопросы по поводу ситуаций, в которых взгляды Кремля и Белого дома радикально расходились. И каждый раз Дмитрий Анатольевич давал понять: нас неправильно поняли. Никакой разницы мнений не было. Как вы вообще могли подумать, что я принципе способен быть хоть в чем-то не согласен с Путиным?

После недавнего ареста в Минске генерального директора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера Белый дом ринулся его защищать, а Кремль хранил многозначительное молчание. Сейчас Баумгертнер по-прежнему в кутузке — но уже российской. Но премьер-министр, комментируя в ходе интервью этот вопрос, даже не попытался выступить в его защиту. Мол, если сидит человек, значит так надо. Наше самое справедливое следствие в мире разберется!

Возможно, пример с Баумгертнером — не самый показательный. В этом деле слишком много подводных течений, о которых широкая публика может лишь догадываться. Но вот ситуация с новой позицией премьера по поводу возвращения силовикам полномочий в сфере налоговых преступлений проста как дважды два и не допускает двойного толкования.

Президент внес соответствующий законопроект. Премьер публично выразил сомнения насчет своевременности и целесообразности такого шага. Президент выступил с предупреждением: если кто-то с чем-то несогласен, то пусть уходит «в эксперты, как Кудрин». И вот мы получили доказательство: предупреждение услышано и понято. Во время своего интервью Дмитрий Анатольевич возвращение силовикам искомых полномочий оценил положительно.

Иными словами, Медведев не хочет в эксперты. Премьер-министр публично посылает Путину сигнал: «Я так больше не буду, Владимир Владимирович! Оставьте меня, пожалуйста, в премьер-министрах!» А на тот случай, если Путин вдруг разучился понимать язык намеков, то же самое Дмитрий Анатольевич повторил и открытым текстом: « Мне нравится то, чем я сейчас занимаюсь!»

Короче, Медведев отбил Путину положенное количество поклонов и в нужном количестве произнес слово «ку». Достаточно ли для ВВП такого проявления раскаяния? Готов ли он пока не менять премьера? Ответ на этот вопрос мы получим, когда будем обнародована кандидатура на пост главы нового объединенного Верховного Суда. Не зря же в ходе интервью Дмитрий Анатольевич изящно ушел от ответа на вопрос, не под него ли сейчас « монтируют» это кресло.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26404 от 7 декабря 2013

Заголовок в газете: Медведев не хочет в «эксперты», или почему премьер вдруг стал ручным

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру